Общественно-политический журнал

 

Украина и невыученный урок истории

По словам Карла Маркса история проявляет себя "сначала как трагедия, а потом как фарс». Другой философ 19-го века Гегель сказал, что “Единственный урок, который можно извлечь из истории, это то, что из истории уроков не извлекают.”  Похоже, что сегодня мы наблюдаем очередное подтверждение этих глубоких мыслей.

То, что происходит на Украине, это не изолированное событие, возникшее либо по недоразумению, либо как результат злой воли одного человека. Было бы неверно полагать, что нападение России на Украину, случилось из-за досадного просчёта российского президента. Как раз наоборот — все нынешние события есть закономерная ступень в многовековой истории российского государства, которое всегда было нацелено на имперскую экспансию и захват чужих земель.  Покорение Сибири, Средней Азии, бесчисленные войны с Турцией, со Швецией, с Литвой, с Австрией, с Персией, с наполеоновской Францией, с Финляндией, с Афганистаном — лишь малый список русских захватнических войн.

Россия никогда не интересовалась развитием своей страны и улучшением жизни своего населения, а лишь расширением территории за счёт соседей. Власть Путина — это не наследие традиций прошлого, это есть последовательное продолжение многовековой системы русской экспансии, одна неразрывная цепь колониализма со времён Ивана Грозного, до Александра Первого, до Сталина, до Брежнева и вот теперь Путин. Подавляющее большинство одурманенных пропагандой россиян (около 70%) поддерживают войну в Украине и не озабочены в этой связи никакими моральными ограничениями. По старой поговорке, что «каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет» — не Путин узурпировал власть в стране и посылает русских людей на войну, а он есть именно тот руководитель, который отвечает традициям и чаяниям русского народа, именно тот кого хочет и заслуживает население этой несчастной страны.

Что если попытаться нарушить циничное наблюдение Гегеля в отношении истории и оценить войну в Украине через призму сравнительно недавних событий? Вспомним 1938 год, когда Гитлер сначала присоединил к Германии Австрию, а затем 1 октября того же года вторгся в Судетскую область Чехословакии под предлогом «защиты немецкого населения от угнетения». Мало того, соседняя Польша под шумок тоже под предлогом защиты польского населения решила оттяпать себе кусочек чехословацкой территории и заняла Zaolzie. Австрия не только не была против, но даже с радостью присоединилась к Германии. Чехословакия в то время была по объёму 7-й мировой экономикой с развитой индустрией и сельским хозяйством — лакомый кусочек для Гитлера. Однако и она не стала воевать с Германией за свою территорию.

А как в тот год вели себя другие страны? Соединённое Королевство и Франция любой ценой старались избежать конфронтации с Германией и решили пойти по пути умиротворения Гитлера, надеясь, что захваченные территории умерят его аппетит и дальше он не пойдёт. Перед германским вторжением правительство Невилля Чемберлена пыталось убедить президента Чехословакии Бенеша не сопротивляться и отдать Германии всё, что она хочет. Бенеш сначала было воспротивился и даже объявил в стране мобилизацию. Однако, 28 сентября в Мюнхене Соединённое Королевство, Франция и Италия сдали Чехословакию без её согласия и подписали соглашение с Германией. Чемберлен вернулся в Лондон чрезвычайно довольный и гордо потрясал бумажкой с подписью Гитлера: «Я привёз вам мир!»

Что было дальше? Менее чем через год Гитлер вторгся в Польшу и началась Вторая Мировая Война в Европе. Впрочем, не только европейские страны, как страус, прятали голову в песок и надеялись, что авось пронесёт — в США тоже были сильны изоляционистские настроения. Америка была занята выходом из Великой Депрессии и не хотела ввязываться в заокеанские войны, полагая, что «не наше это дело» И лишь Перл Харбор, по словам японского адмирала Ямамото, «разбудил спящего гиганта». Уже в те годы стало невозможным отделять себя от всего остального мира.

А что бы случилось, если бы Франция и Соединённое Королевство воспротивились и поддержали Чехословакию если не войсками, но хотя бы политически и экономически, а сама Чехословакия оказала вооружённое сопротивление? Почти все историки единодушны в этом отношении — мировой войны бы не было, не было бы гибели десятков миллионов жизней и нынешний мир был бы совсем другим. Умиротворение агрессора — верный путь к беде.

Теперь вернёмся в наши дни и сравним их с теми, что были 85 лет назад. Ещё будучи агентом КГБ, Путин изучал историю Второй Мировой Войны и хорошо усвоил урок прошлого — у Запада нет воли к сопротивлению и он пойдёт на любые шаги, чтобы избежать конфронтации с агрессором. Именно это и происходило в последние 20 лет, когда Путин вёл малые захватнические войны: с Чечней (1999-2009), с Грузией (2008), с Украиной (2014), в Сирии (2015). Страны свободного мира реагировали на российские агрессии анемично, ограничивались дипломатическими протестами и накладывали на Россию символические санкции. Как и Гитлер в 1938 году, Путин понял — руки развязаны и можно продолжать экспансию в Украине. Тем более, что Украина — лакомый кусок для агрессора: у неё хорошо развитое сельское хозяйство, тяжёлая индустрия и богатые полезные ископаемые, особенно в Донецкой области много лития, ценного металла для современной промышленности. Но тут случилось непредвиденное.

Украина оказала яростное сопротивление и русский блицкриг провалился. США, Соединённое Королевство, Франция и другие страны сначала повели себя, как и 85 лет назад, — были готовы принять де факто поражение Украины и расширение современной Российской империи. Однако грандиозные провалы российской армии и неожиданные успехи украинской заставили западные правительства пересмотреть свои позиции. На Украину пошла экономическая и военная помощь, сначала маленькими ручейками, потом более мощными потоками, а на Россию были наложены невиданные в истории санкции. И не только западные страны, даже Китай теперь отказывается поддержать российскую агрессию.

Тем не менее, похоже, что далеко не все выучили уроки прошлого. Если в Англии хорошо помнят заветы Черчилля и сейчас Соединённое Королевство делает всё возможное для помощи Украине, во Франции, в Германии и особенно в США всё слышнее голоса оппозиции: «не наше это дело», «нужны переговоры чтобы скорее закончить войну», «дайте Путину, что он хочет и войне конец». Трамп недавно заявил, что он бы закончил эту войну за пару дней. Как бы он закончил? А очень просто: прекратил бы помощь Украине и принудил её к миру на условиях Путина, надеясь, как Чемберлен, что после этого наступит мир на долгие времена. Никогда ещё в истории принуждение к миру не приводило к миру. Пора бы это понять!

Если позволить Путину получить хотя бы часть того, что он хочет, пройдёт лишь немного времени и он, либо его преемник опять двинется с войной и не только для захвата ещё больших территорий в Украине, но и в Польше, в Германии, в балтийских государствах, а затем и по всей Европе. Уступить Путину сейчас — это не значит предотвратить распространение войны в другие страны, это гарантированный шаг к следующим захватническим войнам. Так было всегда, это русская традиция. Россия не способна к созидательной жизни, она может существовать лишь в состоянии перманентной войны. А потому, как сказал в своё время по сходному поводу мудрый Черчилль: «Младенца надо душить в колыбели.»

Украина, при всех её проблемах и недостатках, сегодня это форпост свободного мира. Её победа будет победой над Россией, которая есть раковая опухоль на теле человечества. Эту опухоль невозможно уговорить, её надо уморить экономически или уничтожить физически. Победа Украины, сколько бы она ни стоила, есть единственный способ предотвратить горячую мировую войну, а без военной и экономической помощи Запада и особенно США —это невозможно. Пора уяснить: помогая Украине мы помогаем себе и нашим детям.

Уж сколько трагедий мы видели в истории, стоит ли нам снова повторить прошлые ошибки и превратить новейшую историю в фарс? Боюсь, что это будет совсем не смешно.

Яков Фрейдин

—————

©Jacob Fraden, 2023, вебсайт автора:  www.fraden.com

Перевод этой статьи на английский опубликован в журнале American Thinker.