Вы здесь
Средство массовой дезинформации «Sota Project» и чудовищная клевета в расчете, что обыватель не разберется
Президент Фонда "30 октября" Евгения Кара-Мурза ответила на кампанию клеветы против фонда помощи политзаключенным:
У меня абсолютно нет желания вступать в какие-либо дискуссии с так называемым «медиа» Sota Project, «расследования» которого цитируются в обвинительных заключениях по политическим делам в России, «репортажи» которого транслируются в эфире российского государственного телевидения и которому литовский суд недавно отказал в иске о «клевете» за то, что их назвали помощниками Путина.
Но как президент Фонда "30 октября" я несу ответственность перед нашим правлением и перед семьями, которым Фонд оказывает помощь, и поэтому не могу не прокомментировать ложь, распространяемую в последние недели этими «журналистами».
Идея создания Фонда родилась в 2022 году, когда мой муж Владимир Кара-Мурза, уже будучи за решеткой, был удостоен Премии Совета Европы имени Вацлава Гавела и попросил меня целиком передать ее денежную часть (60 тысяч евро) на помощь семьям политических заключенных в России. Фонд 30 октября, который мы создали именно для оказания прямой финансовой поддержки семьям политзаключенных, никак не связан с Фондом «Свободная Россия» (Free Russia Foundation), где я с апреля 2022 года до июня 2025 года занимала должность директора адвокации и получала за это зарплату. Тем, кто волнуется, что я получала зарплату ни за что, могу предоставить отчет о своей деятельности за эти годы, только сразу предупреждаю, что, говоря современным языком, там будет очень-очень-очень много букв, потому что 90 процентов времени я проводила в поездках, встречах и выступлениях. И я горжусь всем, чего удалось достичь за это время, в частности, своим вкладом в создание российской платформы в ПАСЕ и работой с Советом Европы, ОБСЕ и ООН по поддержке антивоенных и демократически настроенных россиян.
С октября 2022 года по ноябрь 2025 года Володя и я получили несколько международных премий, включая володину Пулитцеровскую и мою Премию Лантоса, на общую сумму $175 629, которую мы полностью (100 процентов) перевели в Фонд. Ни одной копейки из этих премиальных денег и из донатов, которых на сегодняшний день Фонд получил на сумму $31 524 и за которые мы бесконечно благодарны всем неравнодушным людям, не идет на содержание инфраструктуры Фонда. Все эти средства идут исключительно на помощь семьям политзаключенных. Инфраструктура фонда существует за счет грантовой поддержки, и месячная сумма выплат семьям, которая на сегодняшний день составляет $12 500, превышает месячные затраты на инфраструктуру.
Владимир Кара-Мурза, который после выхода из тюрьмы в 2024 году занимает должность вице-президента Фонда «Свободная Россия», никогда не получал и не получает какой-либо зарплаты в Фонде "30 октября", и его участие в работе Фонда ограничивается передачей всех полученных им премиальных средств на помощь семьям политзаключенных.
Первые пять семей получили помощь от Фонда "30 октября" в мае 2024 года, с тех пор количество семей росло с каждым месяцем, и на данный момент ежемесячную помощь получают 54 семьи политзаключенных в России. С мая 2024 года по декабрь 2025 года включительно помощь была оказана в общей сложности 60 семьям на общую сумму $149 585.
Да, мы никогда не публиковали и не собираемся публиковать никакую личную информацию о семьях, получающих помощь. Люди, требующие отчетов и аудитов с именами и адресами получателей помощи, либо занимаются откровенными провокациями (и тут возникает логичный вопрос cui bono?), либо безнадежно потеряли связь с реальностью. Иными словами, если это нужно объяснять, то объяснять не нужно.
Я глубоко признательна всем, кто поддерживает Фонд "30 октября", и, пока в России остаются политические заключенные, мы с Володей будем делать все для того, чтобы их семьи продолжали получать необходимую помощь.
Отдельная просьба не путать средство массовой дезинформации Sota Project с принадлежащим Александре Агеевой независимым российским новостным агентством SotaVision, журналисты которого занимаются настоящей и чрезвычайно опасной в сегодняшней России журналистикой, освещая протесты и политические процессы в нашей стране и часто оказываясь за свою работу за решеткой. Такие журналисты, как Антонина Фаворская и Артем Кригер, — это лучшее доказательство того, что всегда, даже в самые страшные времена, в нашей стране были и есть по-настоящему смелые и честные люди, которые бросают вызов чудовищной государственной машине и говорят правду, несмотря на огромные риски.