Общественно-политический журнал

 

Об атаке дронов на Башкортостан: Украина проводит испытательные полёты и это пока всего лишь пристрелка

Сегодня, 9 мая, завод "Газпром нефтехим" в Салавате (Башкортостан) атаковал беспилотник. Эту информацию подтвердил глава республики Радий Хабиров. На сайте самого предприятия сказано, что "Газпром нефтехим Салават" — крупнейший нефтехимический комплекс России, один из лидеров группы "Газпром" по нефтепереработке, нефтехимии и производству минеральных удобрений. В состав компании входят нефтеперерабатывающий и газохимический заводы, а также завод "Мономер".

"Idel.Реалии" поговорили с военным экспертом Олегом Ждановым об атаке и возможностях Украины.

По данным Telegram-канала Baza, беспилотник попал в установку каталитического крекинга, с помощью которой перерабатывается нефть. На объекте произошло возгорание, но сотрудников завода эвакуировать не стали. По предварительным данным, пострадавших нет.

СМИ назвали беспилотник украинским. Военный эксперт из Украины Олег Жданов тоже придерживается этой позиции.

Ранее Жданов говорил, что Украина располагает дронами, которые способны пролететь до 1 000 километров. Расстояние от границы Украины до башкортостанского Салавата составляет не менее 1,3 тыс. км.

— Дело в том, что уже несколько недель назад было сообщение о том, что у нас есть дроны с дальностью действия 2 000 километров и разрабатываются дроны с дальностью до 3 000 километров. Вот этот дрон называется "Лють" (в переводе с украинского — "ярость"). Этот удар относят к Службе безопасности Украины. Соответственно, Служба безопасности Украины сама ведёт разработку и производство дронов. У них собственная база. У них целый департамент создан в составе СБУ, — отметил Жданов.

В середине апреля журнал The Economist, ссылаясь на свои источники в Украине, утверждал, что в стране уже есть беспилотники, которые способны преодолеть дистанцию в 3 000 км и поражать цели глубоко на территории России.

Жданов объяснил, почему дрон не смог нанести значительный ущерб объекту в Башкортостане.

— Дело в том, что там боевая часть на них довольно небольшая. Её можно увеличивать. И я думаю, что она будет со временем увеличена. Это ж практически — ну, будем так говорить — испытательные полёты, потому что надо убедиться, что дрон долетает, — отметил он.

Жданов утверждает, что Украина старается бить по самым ответственным участкам: например, по нефтеперегонным колоннам, которые, по его словам, после атаки БПЛА полностью разрывает или нарушает производственную цепочку.

— Если вот эта перегоночная колонна разрушена, то завод стоит, — делится он.

Ранее эксперт Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, Округ Колумбия) Марина Снеговая рассказала "Idel.Реалии", что НПЗ часто оказываются объектами атаки украинских дронов, поскольку при разрушении для их восстановления требуются комплектующие, на поставку которых наложены санкции.

— Если, допустим, какие-то заводы по производству дронов могут отстроить — на это уходит лишь время, то с НПЗ вообще сложнее, потому что требуемые многие составляющие для них под санкциями, поэтому восстановить их потенциал России будет сложнее. Это, безусловно, то направление, которое Украина должна более активно развивать, — объясняла она.

Олег Жданов полагает, что восстановление НПЗ с учетом санкций на поставки комплектующих может занять от шести месяцев до года.

— Потому что Россия вынуждена на сегодняшний день закупать это оборудование у тех стран, которые воздерживаются от введения санкций против России, — утверждает эксперт.

По словам собеседника, Служба безопасности Украины целенаправленно атакует объекты нефтяного сектора экономики России. На вопрос, следует ли Башкортостану и Татарстану ожидать новых атак, Жданов отвечает утвердительно.

— Эти удары будут продолжаться до тех пор, пока мы не обескровим армию Российской Федерации в Украине. <...> Удары могут ещё распространяться на склады с боеприпасами, которые как раз примерно на этом удалении сосредоточены, — считает он.

Жданов также рассказал, как украинские дроны пролетают такую длинную дистанцию, не будучи перехваченными российскими ПВО.

— Дело в том, что у них на сегодняшний день, как выяснилось, практически нет сплошного "зонтика" закрытия неба над Россией. У них система ПВО примерно такая же, как у нас сегодня, то есть очаговая. Они могут прикрывать отдельные объекты, отдельные города, что они и делают, но на данный момент есть ещё дефицит систем ПВО в российской армии. И у них сейчас дилемма: либо надо закрывать войска на фронте, либо надо защищать объекты в глубине <...> Вот поэтому нехватка. <...> Вокруг Москвы закрывают, а в Татарстан, Елабугу, пожалуйста, прилетайте, никто вас не собьёт, потому что средств ПВО не хватает, — отметил Жданов.

Напомним, утром 2 апреля беспилотники атаковали предприятия в Елабуге и Нижнекамске (Татарстан). Повреждения получил комплекс хостелов, который построили для сотрудников особой экономической зоны и студентов местного колледжа "Алабуга Политех" в 2022 году. В результате на ОЭЗ "Алабуга" пострадали 14 человек, в том числе иностранные студенты.

После той атаки президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что предприятия сами должны защищаться от атак беспилотников.

— Не надо ждать, что сработает противоракетная оборона, она решает другие задачи. Мы должны решать своими силами, каждое предприятие, каждый муниципалитет, каждый город, — сказал он. — Очнитесь, ребята, никто нас не защитит, кроме самих себя.

  • Башкортостан — лидер в ПФО по количеству погибших на войне с Украиной. По подсчетам "Idel.Реалии", по состоянию на 9 мая 2024 года на войне погибло 1 985 военнослужащих из республики, включая контрактников, мобилизованных и добровольцев.
  • Башкортостан на 2024 год запланировал 4,6 млрд рублей на решение военных задач. При этом бюджет республики на этот год утвержден с дефицитом в 10 млрд рублей.
  • В начале сентября прошлого года Украина определила список легитимных целей в России. В перечень входят и предприятия по производству беспилотников.
  • Ранее украинский военный эксперт Олег Жданов в разговоре с "Idel.Реалии" отмечал, что татарстанская особая экономическая зона "Алабуга" может стать легитимной целью для Украины, если заявленное производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в ней будет запущено.
  • "Idel.Реалии" также побеседовали с родителями студентов "Алабуга Политех", которые заявляли, что в колледже детей привлекают к сборке дронов. Условия работы подростков в ОЭЗ "Алабуга" родители характеризовали как "эксплуатация".