Общественно-политический журнал

 

В Чечне массово агитируют вступить в ряды силовиков

В Чечне испытывают серьезную нехватку сотрудников силовых структур, в республике даже отменили неофициальную, но обязательную "плату" за поступление на службу. Связано это с формированием нового полка и трех именных батальонов, "состоящих только из чеченцев": в них массово перевели действующих правоохранителей.

В поиске новых работников для структур МВД (а также военнослужащих) участвуют и чиновники с имамами. Кандидатам обещают высокую зарплату и безопасность. Заявляется, что в Украину новичков не отправят, что вызывает сомнение у опрошенных редакцией экспертов. Кадровый голод в силовых структурах Чечни заметно отразится на положении главы республики, предрекают собеседники Кавказ.Реалии.

О создании именных военных подразделений в Чечне стало известно в конце июня. Тогда планировалось сформировать четыре батальона при Минобороны России: "Север-Ахмат", "Восток-Ахмат", "Запад-Ахмат" и "Юг-Ахмат".

В середине июля в Чечне объявили о появлении полка "Север-Ахмат". Утверждалось, что в него войдут только уроженцы республики, но кто именно – не разглашалось. В итоге на видеозаписи построения полка присутствовали не только сотрудники патрульно-постовой службы, группы быстрого реагирования МВД по Чечне, но и люди в гражданской одежде. Это могут быть так называемые добровольцы из числа простых жителей республики, но подтверждения этой информации нет.

Позже глава региона Рамзан Кадыров подтвердил, что на службу в Минобороны РФ переведены около 800 действующих сотрудников органов внутренних дел и Росгвардии по Чечне.

"[Их перевели], чтобы полк мог в любой день выехать и выполнить любую задачу, а не из-за того, что нет кадров. За два дня полностью мы заново забрали, заполнили штаты полиции и Росгвардии – не просто, а со сдачей нормативов", – заявил Кадыров в своем телеграм-канале.

Однако другие источники в республике сообщают, что набор в силовые структуры в Чечне вовсе не закончен, как утверждает Кадыров. В частности, в телеграм-каналах оппозиционных блогеров и мессенджерах появились свидетельства того, как местных жителей уговаривают заступить на службу. Причем речь идет не только об освободившихся местах в полиции, но и о самих новых батальонах.

В одном из опубликованных аудиосообщений человек, представившийся главой администрации села Цоци-Юрт Сайд-Хусейном Зеиевым, предлагает должности "жалующимся на материальное положение" сельчанам.

"Ко мне ежедневно подходят люди, заявляя, что нет рабочих мест, что они остронуждающиеся и малоимущие. Сегодня благодаря Рамзану [Кадырову] создано много рабочих мест, создается четыре батальона. Там зарплата 50 тысяч, а офицеру – 100 тысяч", – заявляет муниципальный чиновник и просит 20–30 желающих обратиться к нему.

Корреспонденту Кавказ.Реалии удалось связаться с главой администрации Цоци-Юрта Зеиевым, однако он не смог прокомментировать, как именно проходит набор и много ли желающих на военную службу. "Такую информацию я просто так не могу тебе дать, извини", – ответил чиновник.

Вербовкой в новые батальоны "Ахмат" занимаются и имамы мечетей. Как сообщило издание The Insider со ссылкой на чеченское оппозиционное движение 1ADAT, иногда это происходит во время пятничной проповеди. Записаться в "Ахмат" может любой мужчина в возрасте 18–40 лет – на войну этих людей обещают не отправлять. Подобное аудиосообщение было разослано также в мессенджерах от лица имама мечети в Гудермесе Хусейна Солтаева.

"Бесплатный" прием на работу

Теперь жителям Чечни предлагают "бесплатно" устроиться на работу в отделения полиции, то есть без обязательных взяток. Это редакции подтвердил источник в МВД по Чечне. По словам собеседника, поборы отменены из-за множества вакантных мест, которые властям надо заполнить.

Он также рассказал о расценках на трудоустройство в органах внутренних дел и Росгвардии: "Суммы всегда разнятся в зависимости от конкретной структуры, но чаще всего на должность рядового это было 150 тысяч [рублей], для офицеров – 350 тысяч".

Отмена взяток действительно позволила поднять спрос на эти вакансии, несмотря на обсуждаемый в обществе риск их дальнейшей отправки в Украину, добавил сотрудник министерства.

Другой источник из МВД региона сообщил, что по состоянию на 25 июля в ряде районных отделов внутренних дел сохраняется острая нехватка работников. Точное количество оставшихся вакантных мест он назвать не смог.

Желающих отозваться на приглашение работать в органах будет немного, считает политолог, член фонда "Либеральная миссия" Сергей Жаворонков. По его мнению, каждый, кто готов был "соблазниться", уже сделал это. При этом эксперт утверждает – опустошение рядов правоохранителей население может интерпретировать как ослабление позиций действующей власти. Что, в свою очередь, может привести к усилению вооруженного подполья.

"Мне кажется, что это грозит активизацией подполья, потому что оно еще существует, хоть это и стараются скрывать. Здесь первично то, как население воспринимает ситуацию: либо власть сильная, либо она ослабла. Если власть ослабла, как мы знаем по опыту Северного Кавказа – Чечни, Карачаево-Черкесии и Дагестана, – люди могут и административные здания захватывать. Конечно, это ухудшает ситуацию для Кадырова", – говорит Жаворонков.

Нежелание местных жителей стать сотрудниками силовых структур говорит об ослаблении позиций Кремля и лично Кадырова в Чечне, уверен и председатель "Ассамблеи народов Кавказа", политолог Руслан Кутаев.

"Когда люди не соглашаются на службу в органах – это фактически демонстрация бессилия власти, отсутствия влияния, ослабления положения вооруженных формирований страны. Эта тенденция может стать причиной того, что Россия с треском проиграет эту войну, поскольку нужна сила даже для удержания уже завоеванных территорий. А такую силу сейчас возможно собрать лишь мобилизацией и угрозами уголовными делами", — считает эксперт.

Размытые цели

Про отправку новых подразделений на войну в Украину однозначно в Чечне не заявляли, как, впрочем, и не отрицали этого. Формирование полка и батальонов не подразумевает "скорейшую" отправку бойцов за пределы Чечни "для выполнения оперативно-боевых задач", написал Кадыров в своем телеграм-канале. Новобранцы якобы лишь будут учиться военному делу, тренироваться, развивать выносливость и "встанут на защиту Родины при необходимости".

При этом объявления о наборе новых силовиков регулярно сопровождаются заявлениями, что "смерть предначертана и неизбежна", будь ты на войне или "дома на диване". Так, выступая перед личным составом батальона "Запад-Ахмат" в селе Автуры, глава Чечни заявил, что "умрут-то все [когда-нибудь]", и привел в пример некоего командира, который оставил опасную для себя работу и в итоге якобы утонул на рыбалке в Астрахани.

Но чеченский политолог Кутаев сомневается, что у властей республики получится убедить местных жителей в безопасности службы в силовых структурах во время войны: "Люди не будут соглашаться на такую работу, даже принуждение не поможет. Они понимают, что любой человек, который сегодня устроится в полицию, "нефтяной полк", Минобороны, куда угодно, он словно сапер – находится в опасности. Люди понимают, что в любой момент их перебросят в Украину".

***

26 июля стало известно, что в Чечне сотрудники военкомата заставляют неработающих мужчин заполнить анкеты с объяснением, почему те отказываются работать в силовых структурах или служить в войсках Минобороны России. Такая аудиозапись рассылается жителям республики, источник Кавказ.Реалии среди чеченских чиновников подтвердил эту информацию.

На аудио женский голос говорит на чеченском о необходимости "срочного заполнения анкеты на неработающих мужчин в возрасте от 21 до 49 лет". Утверждается, что каждый должен объяснить свой отказ или наоборот – заявить о готовности и расписаться в заранее подготовленных бланках. Те, кто имеет группу инвалидности, обязаны предоставить удостоверения. Для сбора информации был выделен срок – утро 25 июля.

Бека Ацаев