Общественно-политический журнал

 

Записи разговоров Макрона и Путина демонстрируют провал французской дипломатии

За несколько месяцев до вторжения в Украину президент Эммануэль Макрон позиционировал себя как главного собеседника Запада с Владимиром Путиным и претендовал на ведущую дипломатическую роль Франции на мировой арене. Новый документальный фильм режиссера Ги Лагаша (канал France 2) «Президент, Европа и война» показывает, как эти усилия были сведены на нет.

Макрон согласился на то, чтобы съемочная группа повсюду следовала за ним в течение тех шести месяцев, когда Франция по ротации председательствовала в Европейском союзе. Фильм задумывался как рассказ о внутриевропейской политике под предводительством Парижа, но по мере эскалации напряженности в отношениях с Россией стал хроникой неудачных попыток Макрона склонить Путина к дипломатии, его отношений с президентом Украины Владимиром Зеленским и его усилий по разработке ответа Европы на вторжение.

Один из самых сильных эпизодов фильма – телефонный разговор между Макроном и Путиным 20 февраля 2022 года. Американская разведка уже предупреждает о готовящемся нападении, но в Европе к этим предупреждениям относятся скептически. Французский президент пытается убедить Путина провести встречу с президентом США Джо Байденом в Женеве. Но вместо того, чтобы подтвердить встречу, российский лидер начинает тянуть время и менять тему разговора.

«Это предложение, которое заслуживает внимания, – говорит Путин ровным голосом. – Но если ты хочешь, чтобы мы сошлись в том, как оно должно быть сформулировано, я предлагаю попросить наших советников как можно скорее позвонить друг другу… но в принципе я согласен».

«Очень хорошо, то есть вы подтверждаете, что в принципе согласны, и я предлагаю, чтобы наши команды … попытались поработать над совместным заявлением после этого звонка?» – отвечает Макрон.

«Если быть с тобой предельно откровенным, я хотел пойти поиграть хоккей, сейчас я в спортзале. Но прежде чем начать тренировку, я обещаю, что позвоню своим советникам. … Je vous remercie, Monsieur le President» [фр. «Спасибо, господин президент»], – говорит Путин на французском языке.

Макрон кладет трубку, смеясь.  

После разговора дипломатический советник Макрона Эммануэль Бонне на видеозаписи исполняет небольшой победный танец, а другой советник говорит: «Честно говоря, это очень хорошо». В заявлении Елисейского дворца, опубликованном после звонка, сообщается, что Путин и Байден договорились о встрече на высшем уровне по Украине.

Но саммит так и не состоялся. На следующий день после разговора с Макроном Путин официально признал две сепаратистские «республики» на востоке Украины. А 24 февраля он начал полномасштабное вторжение.  

По мнению бывшего посла и советника Института Монтеня Мишеля Дюкло, запись разговора между двумя лидерами показывает, что Кремль обвел французского президента вокруг пальца. (только потому, что Макрон позволил себе выглядеть полным идиотом - ЭР)

«Зная Россию, я вижу, как Путин наслаждался тем, что водит великого западного лидера за нос, – сказал Дюкло изданию Politico. – Вы видите проблески его почти издевательской беспечности».

Елисейский дворец редко предоставляет журналистам такой всеобъемлющий доступ к процессам и разговорам, которые ведутся в его залах. Но режиссер Ги Лагаш смог заснять звонки Макрона иностранным лидерам (неизвестно, знали ли они об этом в то время) и комментарии его советников по поводу войны в Украине в момент событий.

Это захватывающее зрелище, которое проливает жестокий свет на недостатки дипломатических усилий Макрона по прекращению войны.

Фильм подтверждает то, что уже давно известно елисейским инсайдерам: Макрон руководит внешней политикой Франции в одиночку с небольшой командой советников. За 115 минут документального фильма министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан появляется всего один раз. Дипломатический советник Макрона Бонн обсуждает с Макроном телефонные разговоры французского президента с Путиным, прослушивает их и обсуждает официальные заявления Елисейского дворца по этому поводу. Советники Макрона не спорят с ним и не бросают президенту какой-либо значимый вызов.

«[Фильм показывает] дипломатию, которой управляет горстка людей, как будто они управляют стартапом, как будто все можно решить с помощью мобильных номеров «Олафа» и «Владимира» (не забывая, конечно, о важности прямых контактов)», – написал в Twitter вашингтонский корреспондент Le Monde Петр Смолар.

Французские президенты традиционно имеют больший контроль над внешней политикой своей страны, чем другие западные лидеры, которым приходится бороться с сильными парламентами или министерствами иностранных дел. Но этот документальный фильм обнажает слабые стороны гиперцентрализованной дипломатической машины.

«Внешняя политика никогда не была более индивидуализированной, чем сегодня, – сказал Дюкло. – Фильм подтверждает, что эта модель внешней политики, которая полностью централизована в Елисейском дворце, достигла своих пределов».

В то же время фильм подтверждает, что Макрон говорил с Путиным отчасти потому, что президент Украины Владимир Зеленский попросил его об этом.

В первый день вторжения Макрон разговаривает с Зеленским по телефону, в то время как российские войска уже нацелились на Киев. 

«Итак, Эммануэль, очень важно, чтобы вы поговорили с Путиным, – говорит Зеленский на английском языке, – и очень важно создать антивоенную коалицию. Мы уверены, что европейские лидеры и Байден могут подключиться, позвонить ему и сказать «Стоп», и он остановится».

«Вы готовы сесть за стол и начать переговоры?, – спрашивает Макрон.

«Конечно, нам придется», – говорит Зеленский.

Позднее, по возвращении из долгожданного визита в Киев в прошлом месяце, Макрон признается, что знает, что его дипломатические усилия остановить Путина провалились.

«Мы говорили, мы потратили много времени, пытаясь остановить [войну], вовлечь других. Я думал, что мы сможем найти путь с Владимиром Путиным, основанный на доверии и интеллектуальном разговоре», – говорит он, заключив, что еще «так много предстоит сделать».

В конце фильма Макрон говорит, что его беспокоят растущие призывы – обычно со стороны англосаксонского мира – уничтожить или серьезно ослабить Россию. Ллойд Остин, министр обороны США, заявил в апреле, что Россию необходимо ослабить, чтобы она не смогла снова напасть на своих соседей.

«Мы там, чтобы помочь Украине победить, защитить ее территорию и независимость, – говорит Макрон. – Мы там не для того, чтобы воевать с Россией, и уж тем более не для того, чтобы уничтожить ее».

Александра Аппельберг