Общественно-политический журнал

 

Все выборы в России станут электронными. Им понравилось

Практику электронного голосования целесообразно как можно скорее распространить по всей стране, заявил в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

ДЭГ, благодаря которому ни один оппозиционер из Москвы не попал в ГосДуму, по словам Пескова, оказалось очень удачной практикой, которую нужно «совершенствовать и распространить максимально».

«Она быстрая, она удобная с точки зрения экономии времени, с точки зрения увеличения явки де-факто, она удобная с точки зрения экономии большого количества государственных средств», - цитирует Пескова «Интерфакс».

«Хотелось бы, чтобы как можно скорее эта практика распространилась как можно шире, но это зависит, конечно, от готовности к этому», - сказал представитель Кремля.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила надежду, что электронное голосование можно будет применять на всех уровнях выборов, в том числе президентских.

«Сейчас технические специалисты, эксперты, политические партии проанализируют, подведут итоги, выявят, если есть, слабые места. Главное, что беспокоит, - чтобы ни один голос не пропал, была обеспечена тайна голосования и чтобы невозможно было взломать эту систему и каким-либо образом повлиять на результаты голосования», - рассказала Матвиенко.

На выборах в Государственную думу на утро понедельника, 20 сентября в восьми из 15 московских округов оппозиционеры побеждали кандидатов, поддержанных мэром Сергеем Собяниным и «Единой Россией». 

Затем - после длительной задержки - ЦИК опубликовал результаты дистанционного электронного голосования (ДЭГ), и они перевернули результаты: ни один оппозиционер из Москвы не попал в Госдуму.

Остаётся еще два единых дня голосования в 2022 и 2023 годах, систему это будут тестировать, говорит политтехнолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

Пока успешность относительная, учитывая скандал в Москве, считает он: «Во многом решение будет зависеть от того, насколько сейчас удастся этот скандал погасить. Насколько коммунистам удастся представить доказательства. Насколько удастся доказать, что сама система ДЭГ не предполагает вмешательства».

Электронное голосование - это модель, которую проверить вообще невозможно, категоричен политолог Дмитрий Орешкин. 
Впрочем, и бумажные варианты проверить трудно, признает он: «Если вдруг где-то какой-то суд, обезумевший от свободы, принимает решение пересчитать бюллетени, то, как правило, затапливает подвал, где хранятся эти бюллетени, или случается пожар».