Общественно-политический журнал

 

Кавказ полыхает и у каждой стороны есть своя «правда», за которую легко уцепиться

Относительно сторон армяно-азербайджанского конфликта трудно, почти невозможно придерживаться аналитической невозмутимости. Слишком много причин, чтобы хотя бы подспудно «болеть» за одну из них. И дело не только в близости, диктуемой разницей религий, да еще столь разных, а в нынешнем мире – практически враждебных. Но и в сложной подоплеке и развитии самой этой истории, которая только в военной фазе растянулась уже на три десятка лет. Ее общая особенность  в том, что у каждой стороны есть своя «правда», за которую легко уцепиться.

Казалось бы агрессора определить несложно: кто напал и отнял, тот и есть. Поскольку при большевиках (в 1921) Нагорный Карабах(НК) был  включен в состав Азербайджана, где для смягчения противоречий существовал в автономном статусе, формально нынешние претензии Баку на «восстановление территориальной целостности» выглядят обоснованными. И по традиции современного международного права, защищающего принцип незыблимости границ, согласованных в последней редакции, Армения в войне 1991-94 выглядит агрессором.

Однако, груз более глубинной истории превращает большевистские экспромты с географией в формализм. И прежде всего потому, что по своему этническому составу НК был и остается убедительно армянским регионом. Ведь доля армян там превышает 99%. И за последние двести лет не опускалась ниже 76%(1979). Во все остальные годы она всегда превышала 80%, что обусловлено историческим генезисом этой территории, которая была арменизирована и стала очагом армянской культуры еще в античный период – во времена Великой Армении ( т.е с 4 в. до н.э. до 4 в. н. э.). Свою «армянскость» регион сохранял и позже – в составе Персидской империи, потом – в 9-11 веке - в составе восстановленного Армянского государства в виде княжества Хачен, которое продолжало существовать и при сельджуках (13 век), пока не распалось на пять княжеств (16-47 века) - «Хамсу» («Пятерку»). Примечательно, что эти княжества управлялись своими князьями – меликами, сохраняя армянское начало и уже после того, как Армения как государство в конце 16 было покорено персами. И лишь в середине 18 после образования Карабахского ханства НК оказался под пятою персидских правителей, пока в 1805 не перешло под власть российской короны. Под этой короной вскоре он и вошел в состав Елизаветпольской губернии.

Так что НК стал азербайджанским лишь в результате армяно-азербайджанской войны 1918-20 годов, в которой Армения проиграла. В этом Азербайджану помогла Турция. Результат был признан Антантой, и в 1920-м Парижская коференция утвердила НК за Азербайджаном. А после советизации Армении и Азербайджана – и Москвой.

Пересказал вкратце историю вопроса – и получается, что вроде как оказался на стороне Армении, А ведь только изложил хронику фактов.

Но ведь и азербайджанцы вполне правы, если исходить из превалирующей сегодня установки не копаться в глубинах истории, а исходить из границ, зафиксированных в последниз международных договорах.

К тому же в пользу Баку говорит и факт непризнания Нагорно-Карабахской Республики (НКР), в том числе и со стороны Армении и Азербайджана. И тот факт, что Армения фактически хозяйничает на этой терртории и экономически, и политически, и вводя туда военные силы всех сортов – это тоже вызов. Тоже «неправильно».

По сути же внешний мир оказался перед очередным юридическим казусом, когда так и не достигнуто ясности, имеют ли народы право на самоопределение. А именно этот конфликт интересов и возник в результате провозглашения карабахскими армянами НКР в 1991 году.

Вот и попробуй ты в столь сложном переплетении интересов и факторов сохранить объективность и беспристрастность!

Коса на камень

Приводить точную статистику о боевых мышцах Армении и Азербайджана – занятие сомнительное. Обе стороны склонны скрывать и искажать информацию, туману вокруг которой в условиях затяжного конфликта придается важное пропагандистское значение. Что-то когда-то надо скрывать, занижать, что-то раздувать и выпячивать.

Но вооружение – эта именно та сфера, которую от взгляда эксперта спрятать непросто. Особенно, если в основном оно закупается на стороне. Поэтому, опираясь на сведения со стороны торговцев, менее склонных к вранью, можно собрать сведения, достаточные для более-менее адекватной картинки. И достаточно лишь выбрать источник по солиднее.

Во всяком случае - когда задача сужается до оценки сил противников.

А картинка складывается вот какая. По своим глобальным размерам все плюсы в пользу Азербайджана. Он более, чем втрое крупней Армении по населению (10 и 3 млн. соответственно), и почти так-же превосходит по территории. Причем за счет Нахичеваньского анклава на юго-западе Армения зажата противником с двух сторон. А анклав – прекрасная площадка для пограничного с ним союзника – Турции.

При этом Азербайджан и несравнимо богаче за счет свой нефти. Не случайно его ВВП на душу почти вдвое превышает армянский. Куда выгодней у Азербаджана и геополитическое местоположение: имеет выход в Каспийское море и соответственно – свой флот, а также границу с «единоверцами» - Ираном и Турцией. В то время, как Армения не имеет выхода к воде и зажата между чужаками - с севера  и запада – Грузией, с юга и востока – Азербайджаном, Ираном  и Турцией. 

Не удивительно поэтому, что и на вооружение он тратит больше, причем не только в абсолютных, но и относительных цифрвх. В частности, по справке ЦРУ за 2014 - 5,1% от ВВП, в то время как Армения – 4,3%. А по основным параметрам военной техники Азербайджан численно ее превосходит. Вот какие цифры на конец 2019 приводит сайт Army blog.

 

Азербайджан

Армения

танки

450

400

прочая бронетехника

около 2 тыс.

700

артиллерия всех видов

650

350

самолеты

120

50

вертолеты

150

50

По своим качественным характеристикам это вооружение довольно сходное, поскольку и основой его, и каналами пополнения является советская и российская техника. В обоих случаях она в основном представлена танками Т-72 и Т-90С, основной массой бронетраспортеров, бронеавтомобилей и боевых машин пехоты, а также авиацией (МиГи 29-е и 33, Су-25), вертолетами (Ми-24 и Ми-8). Присутствие других экспортеров наблюдается в бронетехнике (у Азербайджана имеются южноафриканские бронеавтомобили Matаdor и Marauder, в артиллерии (у Азербайджана чешские самоходки Dana и турецкие системы залпового огня Kasirga, у Армении – китайские системы залпового огня WM-80. Кроме того, Азербайджан поставил на вооружение израильскую систему противовоздушной обороны BARAK-8, a по последним сообщениям - мобильные комплексы Hapry, способные осуществлять пуски беспилотников–камикадзе, наводка которых на цель возможна на расстоянии до 400 км. Эти комплексы предназначены, прежде всего, для уничтожения российских зенитно-ракетных установок С-300, а также и С-400, если Россия их поставит Армении.

При таком соотношении техники, не говоря уже о людских ресурсах, Армения выглядит явно слабее. Но не все так просто...

Тем не менее

Во-первых, на армянской стороне и силы НКР. Хотя по технической части они символические (по сводке Википедии- 2 танка, один штурмовик СУ-25, менее десятка БТР) и, скорей всего, фактически принадлежат армянским силам, но по людскому составу это до 20 тыс. человек, не считая 20-30 тыс. мобилизационного резерва. Их приплюсовка фактически уравнивает воинские контингенты противников. 

Во-вторых, у обеих сторон есть сильные союзники. Россия и Турция. При этом Россия напрямую повязана с Ереваном договором о коллективной безопасности. И имеет военную базу в Гюмри.

 Давнего и естественного союзника имеет и Азербайджан в лике Турции. Причем при Эрдогане его значение резко усилилось в связи с его угрюмо-романтическими грезами о восстановлении хотя бы символичесткого величия Османской державы. При таком настрое вмешательство в давние распри двух стран стало обретать зловещий оттенок. В частности, в заявлении Эрдогана, сделанном на другой день после начала нынешнего столкновения, говорилось о готовности Анкары поддерживать справедливую борьбу Азербайджана за свою территорию всеми средствами.

Примечательно и то, что сразу после июльской стычки с.г последовали турецко-азербайджанские боевые учения, проходившие как на территории Нахичеваньского анклава, так и в четырех пунктах основной части Азербайджана, включая Баку. Они должны были завершиться 10 августа, но были продлены на неопределенный срок. Все количественные параметры их не назывались. А по сообщениям некоторых СМИ есть основания подозревать, что турецкие контингенты до начала нынешнего конфликта так и не были выведены из страны.

Другой вопрос, насколько сегодня Кремль настроен выступать в качестве защитника Еревана, учитывая, как минимум, два обстоятельства. Первое – личное отношение Путина к нему после того, как армяне посмели неправильно - «оранжево» - выбрать президента Никола Пашиняна. И второе – с учетом угрозы лобового столкновения с Турцией, обладающей самой мощной армией в НАТО.

Во-третьих, преимущества азербайджанской армии перед армянской в условиях Нагорного Карабаха сильно уменьшаются за счет характера военных действий. Военные наблюдатели уже отметили, что в них почти не используется авиация. И с воздуха  действуют в основном только дроны. Это связано с гористой местностью и сильной противовоздушной обороной с обеих сторон. Ну, а поскольку в обороне находятся армянские силы, то почти двойное превосходство Азербайджана в воздухе не в счет. И бомбежки происходят путем артиллерийских обстрелов, а сражения в основном обретают танковый характер. А по этому виду техники силы почти равны.

Вот почему Азербайджан сразу же сконцентрировал удары по району на севере от Степанакерта, где расположены зенитно-ракетные комплексы С-300 и «Круг», а также  радиолокационные установки, используя для этого беспилотники и ракеты класса «воздух-поверхность». Сообщалось о том, что один из беспилотников уничтожил российскую систему радиолокационной борьбы против них РЕПЕЛЛЕНТ. Атакам также подверглись армянские аэродромы. Согласно свежей сводке, предполагается, что у армян осталось лишь четыре истребителя, и Азербайджан получил абсолютное превосходство в воздухе, имея 9-кратное преимущество.

Кроме того, в сводках фигурируют израильские ракеты Lora, для запуска которых используются российские комплексы «Искандер». Ими, в частности, был поражен мост на дороге, ведущей из Армении в НК. Дальность их полета – до 400 км., что позволяет атаковать и российскую военную базу.

Со своей стороны, Армения применила комплексы С-300, с помощью которых были поражены две тактических ракеты, выпущенных в сторону Еревана. Предполагается, что удар планировался по ереванскому аэродрому, на котором угнезлились самолеты «Ил-76» и военные вертолеты, только что доставленные из России. Сбиты они были буквально за 40 секунд до цели. Видимо, речь идет о ракетах «Точка» белорусского производства.

К большому успеху армян можно отнести и пуск десятка ракет «Точка» по авиабазе азербайджанских ВВС у села Семерканд, на которой, предположительно, базируются и турецкик истребители F-16.

Общая картина пока складывается скверная. Хотя силовые превосходство на азербайджанской стороне, пока явного боевого преимущества не наблюдается. И это при том, что судя по разрозненным сведениям, потери с обеих сторон уже велики – счет пошел на сотни. А это обычно сопровождается средствами ужесточения войны. На этом фоне нагнетается соблазн ударов и политических решений с непоправимыми последствиями. Например, в турецких СМИ прозвучали призывы к нанесению ракетного удара по армянской АЭС. А со стороныв Еревана последовали угрозы бомбардировки ирригационной системы. При этом домоклавым мечом висит возможность полновесного вмешательства Турции и России, что и вовсе чревато военно-политической катастрофой. 

Владимир Скрипов