Общественно-политический журнал

 

Белорусский выбор-2020: новый опыт

Белорусский выбор 2020- дело, конечно, сугубо «хозяйское». И тем не менее, я к нему не безразличен по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, как к ближайшему соседу (расстояние от Вильнюса до Минска – менее 200 км). Во-вторых, с Минском связано много личного – в юности там были близкие друзья, там защитил диссертацию. И вообще до того, как возникли границы, бывал там намного чаще, чем в Каунасе или Клайпеде.

Поэтому политическая жизнь этой страны не может не возбуждать. Причем, в большей мере, пожалуй даже, чем в свое стране. Просто потому, что все институты и механизмы рыночного устройства в Литве давно сложились, отрегулировались и доведены почти до автоматизма. И если и бывают мелкие сбои, скандальчики и т.п., то примерно в тех же объемах, как в типичной европейской стране. Поэтому с позиции обывателя нет надобности за ними следать.

А вот в Белорусси в этом году появились новые приметы и симптомы, которые возбуждают интерес.

Во-первых, конкурентная среда на предстоящих августовских выборах необычайно многоголоса. Если на выборах 2010 и 2015 годов общее число кандидатов (без Лукашенко) было соответственно 14 и 19, а до финишной прямой дошли 5 и 3, то на этот раз заявки подали аж 55 кандидатов, из которых на майских заседаниях ЦИК зарегистрировал 15, один из которых – лидер Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич вскоре снял свою кандидатуру. Сколько из них соберут необходимый минимум (100 тыс.) подписей - узнаем 19 июня.

Вот такой расклад на сегодня. Он свидетельствует, что попытка выдвинуть единого кандидата от оппозиции накрылась очередным медным тазиком. Хорошо это или плохо? Думаю , что такая постановка вопроса на этот раз вообще не правомерна - при таком количестве выдвиженцев это просто нереально. А вот на счет шансов...

Официального рейтингования кандидатов нынче не происходит : Александр Григорьевич запретил соцопросы. Но если судить по итогам инетернет-опросов, устраиваемым различными изданими (см. Википедию), то они с инвариациями, но в целом дружно показывают поразительные вещи. Во-первых, что у Батьки показатели едва ли не самые низкие в списке (от1 до 6%), в то время, как из остальных рельефно выделились – в порядке лидерства – реальные кандидаты: Тихановская, Бабарико и Цепкало. В зависимости от даты и издания, цифры эти сильно колеблются, но в любом случае они набирают приличные рейтинги ( Бабарико и Тихановская даже свыше 50%), что позволяет констатировать, что опасности размазывания голосов нет.

И это так сильно нервирует Лукашенко, что он, будучи не в силах себя контролировать, ведет себя довольно грубо – пытается применить силу, а на успех Тихановской заклинает, что в Белоруссии политика – не женское дело.

Во-вторых, особенность нынешних выборов в смене характера оппозиции - замена ее системной составляющей на внесистемную. Старая гвардия вроде Стенкевича, Гайдукевича, да и вообще партийная прослойка либо вообще не участвут,  либо получает ничтожные рейтинги, в то время как им на смену приходят беспартийные самовыдвиженцы. Таковой является вся троица лидеров гонки. Тихановская – жена снятого с нее блогера, Цепкало – дипломат и бизнесмен,  Бабарико – банкир.

В-третьих, против Лукашенко ополчился Коронавирус (КВ), который «подставил» Александра Григорьевича под двойное испытание: усугубил ближайшее экономическое будущее страны. И стал тестом на сообразительность и ответственность в части управы с заразой, на котором он с треском провалился, став посмешищем международного масштаба. Сегодня разве что совсем уж тупой и фанатичный его сторонник не может не вспомнить, как он язвил в адрес КВ. выдавая его за обычный грипп и устроил в самый его разгар пику Путину парад Победы. Конечно, формула «на переправе коней не меняют» в ситуации ЧП может и сработать. Но этот же аргумент дает сильные резоны и оппозиции, чтобы изобразить то состояние, в которое попала страна, как печальный итог четвертьвекового правленения.

Тут важен и такой момент, что в обойме противников оказались весьма тертые и опытные игроки. Яркий тому пример – Валерий Цепкало. Это человек, про которого никак не скажешь, что не имеет опыта, чтоб возглавить страну. Как никак, но в 29 лет стал первым замом главы МИД, а поздней 12 лет работал помощником президента. Да еще и заявил о себе как проводник прогресса, создав Парк высоких технологий. О том, что он весьма тертый калач говорит и то, как он подает свои либеральные идеи. Зная сильно придавленный совковостью менталитет белорусов, он вообще избегает неприятного им термина «приватизация», предпочитая проповедовать идею «народного капитализма» - популярный для начала 90-х красивый сценарий о раскладе предприятия на паи с раздачей их его работникам. И с символическими 2-3 процентами у того, кто раздает. Ясно, что, как показал опыт (в том числе и литовский), что на самом деле посулы из это красивой картинки быстро превратятся в воспоминания – и собственность прилипнет к рукам самых предприимчивых. Но под такую сурдинку приватизацию можно запустить даже в консервативной среде. И это важно.

Весьма убедительно звучит и призыв Цепкало оказывать государственную поддержку не слабым, а сильным. То есть отказаться от лукашенковской практики нагибать процветающий частный сектор в пользу банкротов.

При всем при том я далек от иллюзий насчет этих выборов. Победит ли и на этот раз склонность белорусского народа (впрочем, как и российского) к пресловутой стабильности, привычка иметь синицу (скорее дохлую ворону - ЭР) в руках, а не журавля в небе? Или все же он решит рискнуть – Большой вопрос, сильно обремененный общей атмосферой непредсказуемости в связи с КВ.

Но одно несомненно. Нынешние выборы будут и напряженными, и – выборными. То есть – будет из кого выбирать. Уже поэтому они станут новым опытом,  шагом вперед из затянувшейся на пол века неизменности.     

Владимир Скрипов