Общественно-политический журнал

 

Сообща или по одиночке?

Лидеры "большой двадцатки" ведущих мировых держав (G20) провели в четверг в формате видеоконференции экстренный саммит по борьбе с пандемией, порождаемой новым коронавирусом.

Какую мир выберет стратегию выхода из нынешнего кризиса? - тестом на этот вопрос должен был стать саммит «Большой двадцатки», организованный в дистанционном режиме в среду по предложению Эр-Рияда, который в этом году уполномочен в качестве оргдирижера.  Увы, четкого ответа мы не получили,  хотя хороших слов в пользу  взаимопомощи было изречено немало. Но, как отмечают наблюдатели, в тексте итогового документа все они слишком аморфны, чтобы к чему-либо обязывать. Судите сами - вот его текст:

  • Страны G20 выделят ВОЗ средства для борьбы с коронавирусом и призывают сделать то же самое другие государства и международные организации;
  • Страны Большой двадцатки обещают принять коллективные меры по поддержке мировой экономики - вложат в борьбу с коронавирусом 5 трлн долларов;
  • Министры финансов и главы центральных банков стран G20 разработают план действий по преодолению последствий коронавируса;
  • Страны G20 приветствуют решение МОК отложить олимпийские игры в Японии;
  • Большая двадцатка просит ВОЗ, МВФ и Всемирный банк помочь развивающимся странам справиться с последствиями коронавирусу;
  • Участники договорились о расширении полномочий ВОЗ в борьбе с коронавирусом;
  • Дополнительно лидеры и участники призвали помогать бороться с коронавирусом благотворительные организации и частных лиц.

Как видим, в коммюнике содержатся лишь два более-менее конкретных пунктах – о переносе Олимпийских игр на 2021 год и намерении «двадцатки» вложить 5 трлн. долларов на борьбу с заразой. При этом ни слова о механизме реализации этого пожелания:  через какой фонд, по какому принципу будут скидываться, как средства станут распределяться и т.п. Наблюдетели отмечают, что в своей конкретике он сильно уступает итогам аналогичного собрания в период кризиса 2008-9 годов.

Хотя в принципе о важности коллективных усилий говорили все. Си Цзиньпин пообещал, что Китай будет наращивать поставки на мировой рынок  лечебных препаратов  и раширит доступ на свой рынок.  И высказался за концепт «человеческого сообщества единой судьбы» в пику национальному эгоизму.  В унисон ему выступил  турецкий лидер Рэджэп Эрдоган, подчеркнувший, что пандемия  «еще раз продемонстрировала значимость духа сотрудничества и согласия в рамках G20». Австралийский премьер Скотт Моррисон призвал оказать помощь развивающимся странам.  Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин  предложил при закрытии границ оставить зеленый свет для врачей, ученых и предпринимателей. 

Немало инициатив высказал и Владимир Путин. Призвал к сотрудничеству в создании антивирусной вакцины, предложил создать  под эгидой МВФ фонд из средств центробанков разных стран для долгосрочных кредитов с нулевой ставкой.  Он также высказался за «зеленые коридоры» для поставок медикаментов, продовольствия , оборудования и технологий, но в ответ услышал вежливое молчание.  Некоторые наблюдатели в нем увидели напоминание о том, что все эти препоны им же и были созданы в виде «ответных санкций », когда бульдозерами давили импортную еду.

Поэтому в осадке создается впечатление о пустословии про «все хорошее», вполне отражающее растерянность и раздрай в поведении стран по одиночке, когда призывы к солидарности  сопровождаются закрытием границ и прекращением пассажирского сообщения.  Ну, и, конечно, при полном неведении относительно масштабов и продолжительности беды.

Владимир Скрипов