Общественно-политический журнал

 

Румынский выбор - Йоханниса переизбрали

25 ноября в Румынии на второй президентский срок прошел Клаус Йоханнис, одолев во втором туре социал-демократку Виорику Дэнчилэ.

Йоханнису – 60 лет. И он этнически не румын, а немец – из трансильванских саксов. По образованию – физик, по базовой профессии - школьный учитель, отбарабанивший на этом поприще, прежде чем стать политиком, 16 лет.

А в политику вошел в 2000 году в качестве мэра родного Сибиу. И за три срока переизбрания на этот пост на ура (минимум при 78% поддержке) оставил о себе хорошую картинку – превратил город в фишку для туристов. Свидетельством тому стало присвоение Сибиу в 2007 титула «культурная столица Европы» и награждение его хозяина Орденом Звезды Румынии. Примечательно, что в мэры он прошел в качестве члена партии своего нацменьшинства - Демократического фронта немцев Румынии, представляющего всего около полутора процентов населения города.

Столь же стремительным стал его взлет и с платформы Национальной либеральной партии (НЛП), в которую вступил в феврале 2013. А уже в ноябре 2014 был выдвинут и победил, став президентом страны.

Его соперница – тоже весьма колоритная особа. Начнем с того, что это первая дама в Румынии, которая  стала премьером. До прихода на этот пост в январе 2018 была членом Европарламента от СДП. Примечательно, что во главе правительства она прорулила почти два года, что в традициях Румынии – срок немалый (до нее два премьера сменились за год). Правда при этом 10 октября с.г. ее кабинет был отправлен в отставку в результате парламентского вотума недоверия. Причем это была уже вторая попытка: первая – неудачная - еще в июне прошлого года. Не секрет, что ее инициировала НЛП, назвавшая нынешнее правительство “самым токсичным” в посткоммунистической Румынии. В НЛП обвинили премьера в “политизации государственных институтов” и назначении управленцев, действия которых нанесли ущерб румынской экономике.

Впрочем, еще одной, а, возможно, самой существенной причиной наезда либералов на СДП стали страсти вокруг правовой реформы, выдвинутой соцдемами в начале года, суть которой – в ограничении полномочий прокуратуры, которая ведет дела по статьям о коррупции. Согласно проекту, прокуратура не сможет вести расследования против чиновников, а министерство юстиции должно расширить контроль над деятельностью прокуроров.

Проект этот вызвал не только буйные уличные протесты в Бухаресте, но и обеспокоенность в Еврокомиссии, расценившей его как препятствие в борьбе с коррупцией.

О характере этой женщины говорит уже сам факт, что при таком раскладе и позиции, она не смутилась баллотироваться в президенты. И успела менее, чем за месяц после ухода с поста премьера организоватиь свою избирательную компанию и пройти во второй тур. Да и 35%, которые она в нем набрала при таких исходных – не такой уж плохой результат.

Ну, а победа Йоханниса – все же безусловное свидетельство, что румыны в большинстве своем настроены на Европу. Вся его программа – это обещания внедрять европейских стандарты в образование, здравоохранение, инфраструктуру, органы управления и юстиции. Ну и – борьба с коррупцией. Для штампа румынских СМИ характерным мотивом комментариев является тезис о том, что это была не просто победа в борьбе правых и левых, а между теми, кто хочет, чтобы все оставалось по-прежнему, и теми, кто призывыает к обновлению в политике и европейскому пути развития.

На вакантное место премьера Йоханннис поставил 56-летнего Людовикаи Орбана – фигуру, и не слишком известную, и не слишком удачливую. Единственное, что можно о нем сказать определенно, что как член НЛП – он из гнезда президента. И будет проводить правый курс за «правое европейское дело». Однофамильство с Виктором Орбана не случайно: новый премьер из смешанной – венгерско-румынской семьи. Как и президент, родом он из Трансильвании, а по образованию тоже технарь – инженер.

Правда, в отличии от своего покровителя, в политику пришел довольно скоро: в 1988 закончил вуз, а уже с 1992 – советник партии, а с 1997 – начинает занимать различные чиновничьи посты, из которых на региональном уровне самым высоким была должность вице-мэра Бухареста, а на государственном – министра транспорта, которую, впрочем, занимал меньше года (2008). Попытки стать мэром предпринимались не раз, но все были неудачными.

Далеко не идеальна его и нравственная репутация. Во всяком случае, на выборах в мэры столицы в 2016 он был снят с гонки, а также с руководящих должностей в партии из-за расследования в отношении него Национального антикоррупционного директората по обвинению в злоупотреблении влиянием.

Владимир Скрипов