Общественно-политический журнал

 

Теперь даже 1% ВВП может оказаться российской экономике не по зубам

Сжатие спроса, сползание населения в долговую яму, вымирание среднего класса и малого бизнеса, а также первое с 2016 года сокращение экспорта - так Россия встретила первый год анонсированного властями «прорыва» к темпам роста выше мировых.

Хотя в третьем квартале Росстат показал неожиданное ускорение всех ключевых макропоказателей, по итогам года даже скромная цель Минэкономразвития - 1,3% увеличения ВВП - может оказаться экономике не по зубам: темпы роста составят около 1% или меньше, прогнозируют эксперты, опрошенные ТАСС.

Согласно МЭР, после провального первого квартала (0,5%) и вялого второго (0,9%), за июль-сентябрь экономический рост ускорился вдвое - до 1,9%. Рекордно за 6 лет подскочили реальные располагаемые доходы населения (на 3%), объемы выпуска в промышленности, которые раньше «прыгали» месяц от месяца, вышли на стабильные +3%, словно их печатает конвейер.

Именно промышленная статистика вызывает наибольшее количество вопросов, поскольку расходится с данным по деловой активности, указывает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин: индекс PMI на производстве четыре месяца подряд находится в зоне рецессии (ниже 50 пунктов), а в сентябре рухнул до минимумов с 2009 года.

«В то время как Росстат продолжает рапортовать о сентябрьском росте объемов выпуска в обработке на 3,2% год к году, мы считаем, что такие данные о «неустойчивом росте» могут в значительной мере снижать доверие к данным предоставляемой статистики, что существенно повышает сложность получения адекватных оценок экономических реалий», - говорит Бахтин.

Резкое ускорение темпов роста ВВП в третьем квартале является неустойчивым и во многом связано с разовыми факторами, такими, как увеличение складских запасов, говорит эксперт группы суверенных рейтингов и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Дмитрий Куликов.

Это хорошо известный в теории статистический феномен, который имеет мало общего с реальным экономическим ростом: не имея возможности продать готовую продукцию, производители складируют ее, наращивая материальные запасы, которые добавляются к оценке ВВП.

Минэк объясняет происходящее ростом в промышленности и сельском хозяйстве при одновременном сжатии внешнего спроса - то есть невозможности экспортировать продукцию за рубеж.

Но сказывается также низкий потребительский спрос и слабость инвестиций, отмечает главный экономист по России и СНГ ИК «Ренессанс Капитал» Софья Донец. «Это естественный механизм сглаживания экономической активности. И когда происходит рост запасов, это указывает на то, что производители более позитивно смотрят на перспективы спроса на их продукцию», - поясняет она.

Злую шутку с российской статистикой может сыграть резкое ускорение ВВП 2018 года. Росстат, напомним, отчитался о росте на 2,3%, которого в России не было 6 лет и который оказался сюрпризом для всех без исключения прогнозистов - как российских, так и зарубежных.

Но теперь возникает эффект высокой базы, отмечает начальник управления анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев: «Из-за резкого пересмотра ВВП в 2018 году в начале 2019 года мы увидели резкий провал годовых темпов роста».

По итогам четвертого квартале экономика России вырастет лишь на 1%, а по итогам года рост составит 0,9-1%, прогнозирует Донец. С ней солидарны аналитики АКРА, которые ждут «около 1%» роста.

Достаточно слабые темпы обуславливаются тем, что пока отсутствует масштабный импульс со стороны государственных инвестиций в условиях пробуксовки нацпроектов и «зависания» бюджетных ассигнований, считает Бахтин. По его оценке, рост ВВП в четвертом квартале будет составит 1-1,4%, а на конец года может оказаться ниже 1% (0,8-1,2%).

Кремль отказался верить в массовое закрытие малого бизнеса

Данные Минэкономразвития о том, что за последний год в России прекратили деятельность почти 700 тысяч юридических лиц, преимущественно из категории малого и среднего бизнеса, якобы не подтвердились.

Об этом заявил в понедельник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

По его словам, печальную статистику опровергли данные, предоставленные в Кремль корпорацией по малому и среднему бизнесу и налоговой службой.

«Там другие данные, и они свидетельствуют о более благоприятных процессах, - рассказал Песков. В частности, существует целый ряд налогоплательщиков, то есть юрлиц, которые сначала платили налоги по упрощенной системе, но «перейдя потолок оборота, который предусмотрен для упрощенки», перестали быть малым бизнесом и перешли в категорию среднего, цитирует Пескова РИА новости.

«То есть, здесь разнонаправленные процессы, и поэтому где-то количество сокращается, а где-то оно увеличивается, но в целом данные, о которых вы говорите, они не подтверждаются теми данными, которые мы получили», - добавил Песков.

По данным МЭР, напомним, с августа 2018 по август-2019 в России закрылись 668 тысяч малых и средних предприятий. Их общее число в стране сократилось на 5,2%.

Причинами стали повышение НДС с 18 до 20%, отмена пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, работающих на упрощённой и патентной системах налогообложения или едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), а также внедрение контрольно-кассовой техники, перечисляли в МЭР.

Национальный проект по поддержке малого бизнеса требует к 2024 году увеличить число занятых в этом секторе с 15 до 25 млн человек, а его вклад довести до 37%. На эти цели планируется выделить 480 млрд рублей, в частности для программы льготных кредитов под 8,5% годовых.


За первую половину 2019 года, по оценке Счетной палаты, предпринимателям досталось 0,1% от заложенных денег. Куда уходят средства достоверно выяснить невозможно, сетовал в сентябре директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности Счетной палаты РФ Вениамин Симонов.

Непосредственными получателями денег являются госструктуры, в числе которых федеральные министерства, Фонд развития промышленности, Корпорация МСП, Банк МСП и ряд других. «При этом консолидированную информацию никто не видит», - заявил Симонов.

Саммит Россия – Африка стал одним из самых дорогих событий, оплаченных нашим государством за последние 10 лет.

Форум обошелся России более чем в 4,5 миллиарда рублей. Мероприятие оказалось, в том числе, дороже Петербургского экономического форума. Последний стоил в этом году около 2-х миллиардов рублей.
Саммит Россия – Африка длился в Сочи два дня. Он завершился сегодня.

Братва гуляет, превратив Сочи в "малину" международного класса - это единственный международный центр, который они могли создать и они его создали под прикрытием якобы олимпийского строительства. Вот для чего потребовались зимние Олимпийские игры в тропиках.

Комментарии

Olivia (не проверено) on 28 октября, 2019 - 20:43

Больше саммитов и форумов всяких-разных!!!

rew55 (не проверено) on 28 октября, 2019 - 21:31

поддерживаю!