Общественно-политический журнал

 

США оказались не готовы к российской пропаганде, недооценили своевременно

Правительство США потратило более десяти лет на подготовку к отражению вредоносных хакерских атак со стороны иностранной державы, но не имело четкой стратегии, когда Россия начала кампанию по дезинформации в Интернете накануне выборов в США.

Об этом говорят бывшие и нынешние советники Белого дома по кибербезопасности.

По словам советников и экспертов в области разведки, последние несколько лет разведслужбы США отслеживали скоординированное применение Россией хакерских атак и дезинформации в Украине и других местах, но регулярного диалога о рисках пропаганды для США в высших эшелонах правительства практически не велось.

Один бывший сотрудник Белого дома предупредил, что любые попытки правительства США противодействовать потоку дезинформации, идущему при поддержке иностранных государств, натолкнутся на крупные политические, правовые и этические препятствия.

«Пришлось бы вести массовое наблюдение и ограничивать свободу, а это те издержки, с которыми мы не готовы согласиться, – заявил этот бывший чиновник, выступавший на условиях анонимности. – Россия может контролировать распространение информации так, как мы не можем».

Клинтон Уоттс, консультант по безопасности, бывший агент ФБР и научный сотрудник некоммерческого Института внешнеполитических исследований, говорит, что в правительстве США больше нет такой структуры, как Информационное агентство США, которое действовало в годы «холодной войны» и вело контрпропаганду.

По его словам, большинство крупных российских пропагандистских кампаний в США и Европе начинались в СМИ, финансируемых российским правительством, таких как телеканал RT или информагентство Sputnik, после чего усиливались через Твиттер и другие каналы.

Уоттс считает, что правительству США необходимо срочно создать возможности для отслеживания происходящего в Интернете и развенчания ложной информации.

«Эти две вещи нужно сделать немедленно, – говорит Уоттс. – Нужно выступать с публичными заявлениями, иначе это приведет к теориям заговора».

Законопроект о бюджетных расходах, принятый ранее в этом месяце, призывает Госдепартамент создать «Центр глобального взаимодействия», который возьмет на себя часть этой работы, но аналогичные усилия по противодействию более поверхностной пропаганде «Исламского государства» не достигли поставленных целей.

Эксперт по кибербезопасности в Центре стратегических и международных исследований Джеймс Льюис, ранее работавший в Госдепартаменте и министерстве торговли, а также в вооруженных силах США, говорит, что Вашингтону нужно выйти за рамки устаревших идей распространения влияния, если американские власти хотят догнать Россию.

«У них есть телеканал RT, а мы знаем лишь как отправить куда-то авианосную ударную группу, – говорит Льюис. – Здесь мы и застрянем, если не поймем, как работать в этой ситуации»

Уоттс говорит, что он отслеживает десятки тысяч пророссийских аккаунтов в Твиттере с 2014 года. По его словам, многие из самых эффективных сюжетов играли на страхах войны или других бедствий или распространяли идею о коррумпированности западных политиков, СМИ и других элит.

Он и другие отмечают, что деятельность информагентства Sputnik показывает масштаб российских усилий.

Запущенный два года назад как преемник официального российского информагентства и радиосети, Sputnik не просто повторяет политическую линию Кремля, считают эксперты. Он идет дальше и нанимает сторонних специалистов с опытом работы в социальных сетях, включая левых и правых американцев, которые критически настроены к политике США.

Джо Фионда – ветеран протестного движения «Захвати» (Occupy), который некоторое время работал на Sputnik в 2015 году, говорит, что публикации и работа агентства в социальных сетях была направлена на восхваление союзников российского президента Владимира Путина, таких как Сирия, и концентрацию внимания на негативных новостях из США, включая неправомерное поведение сотрудников полиции.