Общественно-политический журнал

 

Чтобы скрыть кризис, Путин возрождает советский подход

Советские трудящиеся знали, что с ними обходятся несправедливо, и поступали соответственно, по пословице: "Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что платят", - пишет Bloomberg.

Сегодня эта сделка сохраняется, при этом зарплаты падают. Негласная сделка разрушительно действует на производительность труда и ограничивает гибкость экономики.

Сегодня, в условиях экономического кризиса, когда в результате коллапса рубля и санкций в связи с Украиной потребление обваливается, уровень безработицы в России ниже, чем до начала агрессии против Украины в прошлом году. Следовательно, экономика заточена под сохранение социальной стабильности и плохо готова к решению проблем, обусловленных старением и сокращением рабочей силы.

"При выборе между радикальными реформами и стабильностью правительство предпочтет стабильность, - говорит Владимир Тихомиров, главный экономист BCS Financial Group (Москва). - Это выбор в стиле СССР - сохранить нынешнюю систему с ее проблемами, но обеспечить стабильность".

Во времена СССР безработица была практически под запретом. По оценке ОЭСР, российские механизмы, ограждающие работников от увольнения, - одни из самых жестких в Европе.

В результате налицо устойчивость рынка труда к внешним воздействиям, которая мало компенсирует падение покупательной способности. Это усугубляет недостатки экономики, в том числе самую низкую в Европе производительность труда. Работодатели прибегают к сокращению зарплат, частичной занятости и неоплаченным отпускам.

Предприятия «сбрасывают» персонал, причем делают это в очень российской форме, резко снижая зарплаты без увольнения работников. На некоторых предприятиях сокращение заработных плат достигло 15–20%. В какой-то момент мы увидим, что новые люди не нанимаются.

Россия может стать страной с второсортными технологиями и минимальными социальными гарантиями

Погружаясь в рецессию, экономика продолжает создавать новые рабочие места. Это знак того, что компании оказались в осаде и вынуждены следовать  путинской линии – ставить социально-политический мир выше, чем повышение эффективности.

"Увольняя работников, компании рискуют подвергнуться нажиму властей", - говорит Ростислав Капелюшников (ГУ ВШЭ, Москва).

При этом давление на экономику продолжает возрастать. Низкая производительность труда и демографические проблемы – одни из самых больших структурных ограничителей, препятствующих росту российской экономики.

Источник

***

Более половины россиян в кризис 2015 года столкнулись с сокращением зарплат (62 %), тогда как в 2009 году о снижении доходов говорила лишь одна пятая (44 %) граждан страны. Компания Profi Online Research провела опрос, который позволил сравнить восприятие населением кризисов в 2015 и в 2009 годах.

Четверть из опрошенных (24 %) столкнулись с увольнениями, в 2009-м таких было лишь 12 %. Кроме того, выросла по сравнению с предыдущим кризисом доля тех, кто ощутил на себе сокращение или невыплату премий. В 2009-м об этом заявило около трети (36 %) опрошенных граждан, в 2015-м — 42 %.

В 2,5 раза увеличилось количество тех, кто не будет брать кредит ни при каких обстоятельствах. Втрое увеличился процент заметивших исчезновение с полок магазинов определенных товаров (13 % против 40 %).

По мнению специалистов, проводивших опрос, кризис 2015 года россияне стали воспринимать острее. Идет замещение товаров более дешевыми марками, чаще стали совершать покупки впрок.