Общественно-политический журнал

 

Классическое русское бесправие или "русский мир"

Сергей Сергеевич Аверинцев был депутатом первой Думы.
 Разрабатывал закон "о свободе совести", в те дни казалось, что такой закон может России понадобиться.
 А вскоре Аверинцев уехал в Вену. Его отъезд был не громким, но обдуманным.
 В одном из прощальных интервью он сказал так.
 "Нам бы научиться спорить, не подменяя мысли апелляцией к страстям публики, а главное, простите, не жалуясь по начальству".

 Тогда еще было непонятно, что спор западников и славянофилов породит на новом этапе чудовище геополитики и преступную войну.
 Аверинцев всего лишь говорил о кружковщине, подменившей благородство интеллектуальной работы. Он успел увидеть, как интеллигентность мутирует в партийность, а партийность быстро используется злонамеренными дельцами.

И уехал.

Еще Путиным и не пахло, а диагноз обществу был поставлен.
 Сегодня я думаю, что отъезд Аверинцева был принципиальной вехой.
 Аверинцев уехал от неспособности участвовать в темных делишках, если угодно - из соображений чистоплотности.

Последовавший затем пир неравенства - обязан был завершиться войной.
 Проблема сегодняшней России не только в том, что Россией правит комитет госбезопасности, это производное от большего зла.

Проблема страны в том, что построено общество окончательного и оглушительного неравенства.
 Степень неравенства российского общества приближается к африканским стандартам. Ошибочно винить коррупцую: коррупция - это вообще западный феномен. Воспроизведено классическое русское феодальное крепостное право.

В России путинского правления последовательно искоренен социализм, то есть, уничтожены даже те несовершенные проявления социализма, кои наличествовали в СССР. Социализм, согласно первоначальным прогнозам его теоретиков, нашел свое воплощение на Западе - как в Европе, так и (в иных формах) в Америке. России же социализм (вопреки, предположению Бердяева) оказался не свойственен. Был отторгнут.

В сущности, современная Россия стала подлинным могильщиком идей социального равенства, последовательно вернув отнюдь не краткий период предреволюционной демократии - но классическое русское бесправие.

Дворцы и миллиарды давно не прячут от рабов - рабам их собственное положение кажется естественным; пушечному мясу внушили, что в их униженном состоянии виноваты не их непосредственные хозяева, не те, кто посылает их на убой, - а виноваты коварные соседи. Именно с соседями (а не с теми, кто отобрал у них жилье, лекарство, еду и завтра заберет детей) и будут воевать бесправные люди. Как во дни Первой мировой, пушечное мясо встречает ликованием свое грядущее смертоубийство.

Мир неравенства провозглашен самостоятельной цивилизацией - отличной от западной. Чтобы расширить пределы территории, на которой царит неравенство, холопы должны будут убивать и умирать.

Сегодня много говорится о том, что либеральный проект в России провалился. Говорится и о том, что демократия в России не прижилась. Все это так. Ни перестройки, ни гласности. Но главное в том, что в России не прижился социализм.

Maxim Kantor