Общественно-политический журнал

 

Почему Путин потерпит поражение

Большинство западных лидеров не хочет видеть, что представляет собой Путин и чего он добивается. Москва не скрывает свое мировоззрение -  ядовитую смесь чекизма, воинствующего православия, ксенофобии и антизападных обид. Пока лидеры стран НАТО и ЕС отказываются видеть то, что у них перед глазами, Запад будет продолжать проигрывать России, которую он значительно превосходит в политическом, военном и экономическом отношении, пишет Джон Шиндлер в блоге The XX Committee.

Становится все более очевидным, что цель Москвы заключается в воссоздании подобия царской империи в границах 1914 г. Важную роль в этом играет российский институт стратегических исследований (РИСИ) (до 2009 года входил в Службу внешней разведки РФ, затем был переформатирован в структуру, учредителем и основным заказчиком работ которой выступала Администрация президента). Глава РИСИ - генерал-лейтенант СВР Леонид Решетников. Как и многие другие функционеры КГБ, он превратился в воинствующего верующего и с энтузиазмом поддерживает путинский православный джихад. Решетников, который настаивал на вторжении в Украину, теперь хочет также стереть Беларусь и тем самым воссоздать царскую Россию. Удобно не обращать на это внимание как на ностальгию сумасшедшего, но Решетников - не маргинал, а член чекистской элиты с тесными связями в Кремле.

Воссоздание царской России в границах 1914 г. включает в себя повторную аннексию Прибалтики, что означало бы войну с НАТО. Запад должен осознать, что Путин может более не опасаться этого противостояния. Нельзя тратить время.

Однако путинский нео-имперский проект обречен на провал вследствие его больших внутренних противоречий. Это в высшей степени русский проект, и то, чем путинизм одурманивает русских - его националистическая политика и религия, оды величию прошлого - делают его ядовитым для иностранцев. При всех своих амбициях за пределами России путинизм не может ничего предложить нерусским, кроме вассальной зависимости.

У украинцев нет никаких иллюзий, они хорошо знают русских. Путин открыто заявил, что он не считает Украину страной, и он говорит о них как о  "малороссах" – оскорбительный царистский рецидив. Украинцы знают, что их язык, второй по распространенности в царской России, был полностью запрещен царем в 1876 году, а Советы принесли с собой геноцид.

Здесь применимы некоторые сравнения с Гитлером. Фашизм не стал международным движение из-за внутренних противоречий конкурирующих национализмов среди союзников Гитлера времен войны. Так например, Венгрия Хорти и Румыния Антонеску были готовы бороться с большевизмом, но в действительности они больше ненавидели и боялись друг друга.

Немцы вели себя неверно и с политическими деятелями, которые стремились быть партнерами, а не вассалами нацистской Германии. Узко сосредоточенные на себе и своем национализме, немцы не смогли выработать какой-либо пан-европейской коалиции против Запада и большевизма, хотя в то время были миллионы правых в Европе, которые могли бы к ним присоединиться.

Незадолго до конца Второй мировой войны, когда нацистские мечты об империи рушились в огне, известный французский коллаборационист объяснил, как немцы все сделали неправильно. Pierre Drieu la Rochelle, фашист, разочаровавшийся в немецком имперском проекте, незадолго до своего самоубийства бичевал "идиота" Гитлера и "крайнюю политическую некомпетентность" Германии:

"Эти военные неудачи являются следствием полного отсутствия у Гитлера воображения за пределами Германии. Он был [в основном] немецкий политик; хороший для Германии, но только там.

Не имея политической культуры, образования, никогда не путешествуя, будучи ксенофобом, как  и многие популярные демагоги, он не понимал, что необходимо было сделать для того, чтобы его стратегия и дипломатия работала за пределами Германии. Все его мечты, все его таланты были посвящены цели победы в войне 1914 года, как будто условия [в 1940] были те же, что и в 1914".

Многое из этого можно сказать и о Путине, чекистском функционере с ограниченным опытом жизни вне России и кокона КГБ. Его разновидность ностальгии эпохи царизма, подпитываемая национализмом и православием, не может ничего предложить нерусским. Путин, как и Гитлер, застрял во времени и устарел. Имперские эксперименты Москвы в прошлом потерпели неудачу в связи с малой привлекательностью политической программы Кремля для миллионов нерусских, и на этот раз будет тоже самое, в конце концов.

Но окончательное поражение путинизма, хоть и  предопределенное, может произойти нескоро. Украина может снова попасть в вассальную зависимость от России, а Европа не проявляет никаких признаков осознания природы этой угрозы и, тем более, того, что должно быть сделано, чтобы ей противостоять. Никакие санкции сейчас не остановят Путина, который мало заботится об экономике.

Для того, чтобы падение путинизма случилось раньше, а не позже, до того, как российские имперские прихоти приведут к войне, в которой могут погибнуть миллионы, Запад должен сейчас серьезно противостоять этой угрозе. Важно оказывать помощь Украине в противостоянии российскому вторжению, также нужно  серьезно отнестись к сдерживанию в Восточной Европе. Не менее важным является сопротивление "гибридной войне" Кремля против НАТО и ЕС.

Мечта Путина о подчинении Восточной Европы Российской империи потерпит неудачу, так же как и все предыдущие попытки такого рода. НАТО и ЕС, с американской помощью, имеют возможности решить, как быстро прихоти Москвы обратятся в прах, и сколько стран и жизней будут разрушены, прежде чем это произойдет. Будем надеяться, что они воспользуются этими возможностями  в ближайшее время.