Вы здесь
Египтяне против исламизации
На Тахрире в Каире и его аналоге в Александрии пролилась кровь – погибли минимум три человека. Жертв относительно немного из почти миллионной толпы, но происходящее может иметь далеко идущие последствия – вплоть до новой смены власти в «стране пирамид». Неудивительно, что осужденный к пожизненному сроку, прикованный к кровати бывший президент Хосни Мубарак собрался с силами, чтобы прокомментировать происходящее. Местные СМИ разнесли его короткую фразу: «Я это предвидел и хотел приостановить сползание страны к хаосу».
Хосни Мубарак, впрочем, уже не игрок. Да и шансов «приостановить сползание к хаосу» Египта у него было немного в феврале прошлого года – в разгар «арабской весны». К нему претензии есть более основательные, главная из которых – почему он не попытался предотвратить сползание к хаосу раньше, когда не захотел пойти на честные выборы парламента и относительную либерализацию политической системы в целом. Именно за это он и поплатился падением своего режима, своим личным унижением в зале суда несколько месяцев назад. А страна расплачивается и сегодня – второй волной «арабской весны». Причем, что показательно, главные лозунги те же, что и без малого два года назад: «Диктатора – в отставку!» и «Народ хочет смены режима». К ним добавились и горячие лозунги сегодняшнего дня: «Мусульманские братья – лжецы!», «Нет исламизации!».
Теперь на улицы народ вывело возмущение указами первого гражданского, почти справедливо и честно избранного президента – Мухаммеда Мурси. Эти указы значительно расширили полномочия президента. Но даже если бы он не действовал столь грубо и навязчиво, противостояние «двух Египтов» – светского (плюс христиане-копты) и происламисткого – все равно нарастало бы, а не сходило на нет. А то, что Египет расколот по данным параметрам на две почти равные части (если иметь в виду политически активное население в городах) – факт, не требующий доказательств. Это было видно и по результатам президентских выборов в июле этого года, когда избирком взял паузу, чтобы «тщательно подсчитать голоса» и присвоить победу одному из двух претендентов – исламисту Мухаммеду Мурси или Ахмеду Шафику, светскому политику и бывшему министру Хосни Мубарака. Кстати, многие египтяне и сегодня считают, что победа Мурси была тогда «искусственно натянута» из политических соображений – дабы «предотвратить гражданскую войну», которой грозились исламисты.
Сам Мурси, заметим, понимая реальную ситуацию, сходу пообещал стать «президентом для всех египтян». И некоторые ему поверили. Но вскоре выяснилось, что реальные действия он предпринимает в основном в пользу себя и своего электората, а отнюдь не во имя «всех египтян». Так под благовидным предлогом наказать генералов за то, что «проморгали теракт на Синае» в августе месяце он перетасовал состав Высшего совета вооруженных сил (ВСВС), который многие египтяне рассматривали как противовес доминированию исламистов во власти. И тем самым укрепил свое влияние. Но главное – он настоял на том, чтобы новую конституцию страны разрабатывала «группа товарищей» в основном из числа его идеологических соратников-исламистов. Нетрудно представить, что это будет за конституция. И теперь, наконец, он расширил свои полномочия явно в ущерб другим ветвям власти – судебной и исполнительной. Возмутился весь судейский корпус – такого не происходило даже при Мубараке.
На этом фоне предвидеть обострение противостояния «двух Египтов» было не так уж и сложно. Команде Мурси сегодня не позавидуешь: против него не только вышедший на улицы городов миллион протестующих – против него законники «страны пирамид» (юристы, адвокаты, судьи), а также значительная часть офицеров, которые поспешили заявить о своей поддержке нового Тахрира. Масштаб протестов таков, что сторонники Мурси – исламисты – даже отказались от контрдемонстраций в минувший вторник, несмотря на обещания провести их. Отказались, как сообщается, чтобы не провоцировать столкновения и кровопролитие.
Как бы то ни было, но египтяне достаточно ясно дали понять пока еще президенту Мухаммеду Мурси, что исламистам не удастся воплотить в «стране пирамид» иранский сценарий исламской революции. Египет – страна как минимум двух религий, страна древнейшей на Земле культуры, которую исламистам не удастся растоптать. Как и разрушить пирамиды Гизы, что они периодически грозят совершить. Ведь они всерьез считают, что «подлинная история Египта» начинается с появления там ислама в VIII веке н.э. А два тысячелетия Древнего Египта, мол, должны быть забыты.
Да сегодня и не очень-то понятно, как долго исламист сможет называться «президентом Египта».