Вы здесь
В Украине произошло фундаментальное переосмысление того, что означают гарантии безопасности
Украина опасается, что не может рассчитывать на гарантии безопасности со стороны союзников в рамках любого потенциального мирного соглашения , и поэтому должна быть готова в одиночку выступить в роли «стального ежа», чтобы гарантировать, что российский диктатор Владимир Путин не вернется для новой атаки.
В прошлом году председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен призвала Киев превратить страну «в стального ежа, неперевариваемого для нынешних и будущих агрессоров».
Это означает создание постоянной многочисленной армии, значительные инвестиции в новейшие технологии беспилотных летательных аппаратов и ракет, а также развитие отечественного производства вооружений.
«В Украине произошло фундаментальное переосмысление того, что означают гарантии безопасности и на чём они должны основываться», — заявила POLITICO глава миссии Украины при НАТО Алёна Гетманчук. «Ранее основное внимание уделялось обязательствам по защите, предоставляемым партнёрами. Сегодня же существует чёткое понимание того, что ядром любых гарантий безопасности должна быть украинская армия и её оборонная промышленность».
Но для этого Украине необходимо создать устойчивый оборонный сектор, реформировать системы закупок, обновить систему набора персонала, продолжать совершенствовать технологии беспилотных летательных аппаратов, наращивать боезапас, оснастить свои войска современными танками, артиллерией и истребителями (Киев наметил сделку по приобретению до 150 шведских истребителей Saab JAS-39E Gripen), а также получить миллиарды долларов помощи для создания армии, которую Россия будет опасаться снова атаковать.
«Будущая безопасность Украины в первую очередь зависит от устойчивости производства», — заявил Игорь Федорко, генеральный директор Украинского совета оборонной промышленности. «Речь идет не об отдельных системах вооружения и не об единичных технологических прорывах, а о способности оборонной промышленности функционировать в течение длительного времени, под давлением, с предсказуемым объемом производства».
Гарантии безопасности необходимы, поскольку президент США Дональд Трамп исключил предпочтительный для Украины вариант — приглашение в НАТО, которое обеспечивает защиту своих членов в соответствии со статьей 5, регулирующей общую оборону.
«Помимо сильных вооруженных сил, Украине необходимы надежные гарантии безопасности», — заявил во вторник в Киеве генеральный секретарь НАТО Марк Рютте .
Но без НАТО Украине приходится полагаться на специальные соглашения, которые могут не иметь такого же веса, как обязательства перед альянсом. Киев с опаской относится к таким сделкам, поскольку уже обжегся на обещаниях США и Великобритании, данных Украине, когда она отказалась от своего ядерного арсенала в 1994 году — обещаниях, которые оказались пустыми.
«Некоторые европейские союзники объявили, что разместят войска в Украине после достижения соглашения. Войска на земле, самолеты в воздухе, корабли в Черном море. Соединенные Штаты будут выступать в качестве страховочной линии», — сказал Рютте, добавив, что обещания в области безопасности «тверды».
Однако Россия уже подает сигналы о том, что будет выступать против любых гарантий безопасности для Украины.
«Мы не знаем, какие гарантии были согласованы, но, по всей видимости, это гарантии в отношении украинского режима, который проводит русофобскую, неонацистскую политику», — заявил журналистам на прошлой неделе министр иностранных дел Сергей Лавров.
В основе опасений Украины лежит несостоятельность обещаний Трампа, обусловленная его резкими изменениями в политике — от желания аннексировать Гренландию до сомнений в ценности союзников по НАТО и налаживания теплых отношений с Владимиром Путиным .
«Начал бы Трамп войну с Россией из-за Украины? Абсолютно нет. Ввел бы Трамп санкции против России за нарушение перемирия? Крайне маловероятно», — написал Тимоти Эш, аналитик, изучающий отношения России и Украины.
Поскольку любые гарантии безопасности выглядят весьма ненадежными, план Б Украины состоит в том, чтобы полагаться на собственные силы.
«Чем дольше длится война, тем больше украинцы убеждаются в том, что в первую очередь они должны полагаться на себя», — сказал Гетманчук. «Это отражает как разочарование в ранее данных Украине обязательствах в области безопасности и скептицизм в отношении перспектив членства в НАТО, так и растущую уверенность в способности Украины противостоять врагу».
Строительство оборонительных сооружений
Ключевым элементом будущих сил сдерживания является крупная армия.
В ходе мирных переговоров Украина настаивала на сохранении численности армии в 800 000 военнослужащих.
В условиях продолжающейся войны 2 миллиона украинцев в настоящее время разыскиваются за уклонение от призыва, а 200 000 солдат дезертировали, заявил в прошлом месяце министр обороны Украины Михаил Федоров. Если будет достигнуто перемирие, многие из солдат, находящихся сейчас на службе, захотят демобилизоваться.
Это означает колоссальные и дорогостоящие усилия по созданию и содержанию крупной армии в мирное время, которую необходимо будет организовать и должным образом оплачивать. Для этого Украине необходимо улучшить военную подготовку на всех уровнях, а также трансформировать свою организационную и штабную структуру, заявил Тарас Чмут, украинский военный аналитик и руководитель фонда военных добровольцев «Вернись живым».
Федоров пообещал, что грядут масштабная цифровизация и другие реформы. «Наша цель — трансформировать систему: провести военную реформу, улучшить фронтовую инфраструктуру, искоренить ложь и коррупцию, а также взрастить новую культуру лидерства и доверия, чтобы те, кто добивается реальных результатов, получали вознаграждение и возможности для роста».
Константин Немичев, заместитель командира полка беспилотных систем «Кракен» Третьего армейского корпуса, призвал к изменениям в подготовке новобранцев и к повышению квалификации офицеров и сержантов, учитывая, что они составляют основу армии.
«Человек должен понимать, что его обучали воевать, и быть готовым к этому. Командиры же должны обладать лидерскими качествами… тогда люди не будут так массово дезертировать», — сказал он.
Смертоносные дроны
В стране заявляют, что Россия ежемесячно теряет около 35 000 человек, в основном из-за украинских беспилотников. Для предотвращения новой российской атаки необходимо нарастить этот потенциал.
Украина создала рынок беспилотников, флот беспилотных летательных аппаратов, ракеты, системы радиоэлектронной борьбы, боеприпасы и перехватчики, сказал Федоров. «Но невозможно воевать новыми технологиями, опираясь на старую организационную структуру».
В 2025 году Министерство обороны заключило контракты на 4,5 миллиона беспилотных летательных аппаратов с функцией FPV и потратило более 110 миллиардов гривен (2,1 миллиарда евро) на закупки, связанные с беспилотниками, что в три раза больше, чем годом ранее.
«В производстве беспилотников, средств радиоэлектронной борьбы, боеприпасов и ударных систем объемы производства уже исчисляются сотнями и тысячами единиц. На данном этапе ключевой задачей является обеспечение стабильности от партии к партии и контроль качества, гарантирующие бесперебойную работу производственных линий и отсутствие снижения производительности», — сказал Федирко.
Украина также разрабатывает собственные ракеты; если их будет достаточно, она сможет угрожать российским нефтеперерабатывающим заводам, инфраструктуре и военным целям разрушительными ударами в случае повторного нападения Москвы.
Ранее данные обещания украинской оборонной компании «Файр Пойнт» — производить около 200 ракет «Фламинго» FP-5 в месяц, каждая с боевой частью массой 1150 килограммов и дальностью действия 3000 километров — не были выполнены, хотя некоторые из них были использованы для поражения российских целей.
Однако у Украины есть и другие крылатые ракеты и беспилотники большой дальности, способные поражать цели в глубине территории России. Кроме того, совместно с Великобританией она работает над созданием тактической баллистической ракеты с дальностью действия 500 км и боевой частью массой 200 кг.
Для всего этого необходима развитая оборонная промышленность и здоровые государственные финансы.
В прошлом году украинские оборонные компании имели возможность произвести оборудование на сумму около 35 миллиардов долларов, но правительство Киева, испытывающее нехватку средств, смогло заключить контракты только на сумму около 12 миллиардов долларов, сказал Федорко.
«До 60 процентов производственных мощностей остаются недоиспользованными. Без долгосрочных контрактов, предсказуемого финансирования, защищенных производственных площадок, автоматизации там, где это возможно, и отечественной испытательной базы серийное производство невозможно поддерживать», — сказал он.
Помимо оснащения собственных вооруженных сил, Украина надеется экспортировать оружие, что в условиях нынешних военных правил сделать сложно.
Новые инициативы ЕС по расходам на оборону, такие как программа кредитования вооружений SAFE на сумму 150 миллиардов евро, открыты для украинской промышленности. Евросоюз также планирует предоставить Украине кредит в размере 90 миллиардов евро, две трети которого пойдут на оборону.
Юридически обязывающие соглашения о безопасности с Соединенными Штатами и европейскими государствами, а также потенциальное присутствие многонациональных сил, объединенных «коалицией желающих», являются важными вопросами в ходе продолжающихся мирных переговоров.
«Однако их в основном рассматривают как дополнение к собственной армии Украины, а не как замену ей», — сказал Гетманчук.
Для президента Украины Владимира Зеленского это означает наращивание собственных оборонных возможностей Украины для сдерживания России.
«Имея такого соседа, украинцы должны быть столь же эффективными защитниками своего государства, чтобы Украина всегда оставалась независимой и свободной от России».