Вы здесь
«Это ненормально, что украинцы воюют с одной рукой за спиной»
Вечером 28 мая министры обороны стран Евросоюза собрались в Брюсселе, чтобы обсудить вопрос: может ли Украина использовать западное оружие для ударов по военным объектам на территории самой России?
Киев давно просит союзников дать такое разрешение, но до недавнего времени ответ абсолютного большинства стран-доноров вооружений был отрицательный.
Однако на третьем году войны ситуация, похоже, начинает меняться.
Каждое государство, передавая Киеву то или иное вооружение, само определяет условия его применения — только для целей на территории Украины (например, Италия) или и в России тоже (например, Великобритания). Вторая позиция до сих пор была скорее исключением.
Но теперь затяжной характер конфликта и новое наступление российских войск на Харьков, которое сопровождается регулярными обстрелами города и приграничных районов, могут повлиять на позиции союзников Украины.
Об изменившихся обстоятельствах говорил, в частности, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. На днях Столтенберг призвал Запад снять ограничение на использование поставляемого Киеву вооружения только на территории самой Украины. Это дает России асимметричное военное преимущество и упрощает ее атаки на приграничные районы, пояснил он.
Слова Столтенберга были адресованы в первую очередь США. С самого начала вторжения России в Украину администрация Джо Байдена была непреклонна: американское оружие Киев может использовать только на своей территории. Такие ограничения должны уменьшить риски перерастания войны в конфликт США и России.
Но теперь дискуссия идет и в Вашингтоне. Как писала New York Times, госсекретарь Энтони Блинкен после недавней «отрезвляющей» поездки в Киев считает, что запрет пора отменять.
В Европе главный противник использования западного оружия по объектам в России — канцлер ФРГ Олаф Шольц. Германия отказывается поставлять Украине дальнобойные ракеты Taurus из-за того, что чисто технически они могут поражать цели даже в Москве. Это, как повторяет Шольц, может сделать Германию стороной военного конфликта, чего он не может допустить.
Однако накануне встречи министров обороны ЕС в Брюсселе вечером 28 мая и по ее итогам в пользу снятия ограничений высказались сразу несколько стран.
Кремль, который воспринимает действующее ограничение как одну из важных «красных линий», отреагировал на дискуссию угрозой. «Представители стран НАТО, особенно в Европе, особенно в малых странах — они должны вообще отдавать себе отчет, с чем они играют. Они должны помнить о том, что это, как правило, государства с небольшой территорией с очень плотным населением. И это фактор, который они должны иметь в виду прежде, чем говорить о нанесении ударов вглубь российской территории», — заявил вечером во вторник Владимир Путин.
Решение принимает каждое государство на национальном уровне, оно же несет за него ответственность, напомнил по итогам встречи в Брюсселе глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, принуждения снимать запрет не будет.
Мнения представителей 11 государств о разрешении Киеву использовать оружие союзников для военных целей в России
Ханно Певкур, министр обороны Эстонии: «Это ненормально, что Россия атакует из глубины своей территории, а украинцы воюют с одной рукой за спиной».
Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Мы должны помнить, что это такое — это агрессивная война России против Украины. Украина имеет право защищать себя. И это включает нанесение ударов по целям на российской территории».
Антонио Таяни, министр иностранных дел Италии: «Мы не пошлем итальянских солдат в Украину, а военная техника, отправленная Италией, должна использоваться внутри Украины, мы работаем ради мира».
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Мы должны позволить им нейтрализовать военные объекты, с которых запускают ракеты, [...] военные объекты, с которых атакуют Украину».
Олаф Шольц, федеральный канцлер Германии: «У нас есть четкие правила [запрещающие удары по территории России], согласованные с Украиной в отношении поставок оружия, которые мы осуществили до сих пор. И они работают».
Энтони Блинкен, госсекретарь США: «Мы не поощряли и не давали добро на нанесение ударов за пределами Украины, но в конечном итоге Украина должна сама принимать решения о том, как ей вести эту войну».
Ллойд Остин, министр обороны США: «Мы ожидаем, что [украинские военные] продолжат использовать оружие, которые мы им предоставили, против целей внутри Украины».
Дэвид Кэмерон, министр иностранных дел Великобритании: «Украина имеет это право [наносить удары по России оружием, поставленным Лондоном]. Россия бьет по территории Украины, и вполне понятно, почему Украина чувствует необходимость обеспечить свою защиту».
Жозеп Боррель, глава дипломатии Евросоюза: «[Удары по военным целям на территории России] абсолютно законны с точки зрения международного права, если они наносятся пропорционально. Однако решение явно должны принимать отдельные государства».
Петр Фиала, премьер-министр Чехии: «Как страна, подвергшаяся нападению, Украина, безусловно, имеет полное право использовать все средства обороны. Это логично».
Александр Де Кроо, премьер-министр Бельгии: «Все вооружения, которые поставляет Украине Бельгия, должны быть использованы украинскими военными на территории Украины, в том числе истребители F-16».
Пол Юнсон, министр обороны Швеции: «Согласно международному праву, Украина имеет право защищать себя посредством военных действий, направленных на территорию противника, если соблюдает законы войны».
Андрис Спрудс, министр обороны Латвии: «Мы должны вести переговоры с позиции силы, а не слабости, с позиции украинской силы, а также силы ЕС и США, которые помогают Украине. [Украина имеет право защищаться] всеми возможными способами».
Кайса Оллонгрен, министр обороны Нидерландов: «Совершенно очевидно, что [украинские военные] должны наносить удары и внутри России, поэтому, с моей точки зрения, это не должно быть предметом дискуссий».