Общественно-политический журнал

 

Глава Роскомнадзора пугает тем, что весь российский интернет якобы контролируется новейшими средствами блокировок

С помощью новейших средств блокировок российские власти могут лишить россиян YouTube и Telegram. Журналист-расследователь Андрей Захаров (признан российскими властями «иноагентом») объясняет, что это за оборудование и почему оно может не справиться с YouTube и Telegram.

Все помнят эпическую битву Роскомнадзора с Telegram в 2018 году: тогда надзорный орган заблокировал несколько миллионов IP-адресов, которые использовал мессенджер, но сообщения — пусть и с трудом — все равно доходили до адресатов.

С тех пор российские власти провели масштабную перестройку системы блокировок и закупили системы DPI (сокращение от английского deep packet inspection).

С помощью DPI можно не блокировать IP-адреса, а выявлять специфический трафик, свойственный для каждого сайта, сервиса или протокола. Если использовать антропологические сравнения, то IP-адрес — это одежда, а DPI — это походка человека. Одежду можно менять бесконечно, в то время как походка — уникальна.

Первый тест системы DPI (на бюрократическом языке это оборудование называется ТСПУ — «технические средства противодействия угрозам») прошел весной 2021 года, когда Роскомнадзор замедлил трафик социальной сети Twitter.

С начала 2023 года ТСПУ испытывают на VPN-сервисах, блокируя не конкретные IP-адреса, которые используются для обхода блокировок, а целые протоколы. Такой подход более эффективен: как я говорил выше, IP-адрес можно сменить, а вот протокол — нет.

Установка ТСПУ на сетях интернет-операторов шла за счет бюджета втайне: контракты были непубличными, но известно, что работами занималась структура, имевшая отношение к Алишеру Усманову, а поставщиком оборудования была дочерняя компания Ростелекома.

До последнего времени не было достоверно известно, все ли узлы связи охвачены ТСПУ или нет. И вот, выступая на отраслевом форуме в Сочи, глава Роскомнадзора Андрей Липов заявил, что они стоят на «100%» территории России.

С одной стороны, звучит угрожающе — в теории это может означать готовность заблокировать какой угодно сервис, например YouTube или Telegram. С другой — у специалистов есть сомнения, хватит ли мощностей ТСПУ для ограничения доступа к такому популярному сайту, как YouTube. А его аудитория в России в сентябре составила 95 млн человек в сентябре (данные Mediascope).

Наконец, нужно помнить, что заявление Липова — всего лишь слова российского чиновника, которые, конечно, нельзя просто принимать на веру.

Недавно издание The Insider (признано в России нежелательной организацией и «иноагентом») обнародовало контракт на поставку ТСПУ, из которого следует, что работы по оснащению сетей связи новейшими системами блокировки будут продолжаться и в 2024 году.

При этом подписывался он до вторжения России в Украину и серьезных западных санкций, а почти все комплектующие в ТСПУ — импортные. То есть сейчас, возможно, исполнять его стало сложнее.