Общественно-политический журнал

 

Расследования Die Zeit о взрывах на «Северном потоке-2», факты известные на сегодняшний день

Заместитель главного редактора Die Zeit Хольгер Штарк, возглавляющий группу журналистов-расследователей издания, ответил на вопросы о расследовании взрывов на «Северном потоке-2».

Предлагаем вашему вниманию выдержки из эксклюзивного интервью Штарка для программы «Итоги», которое выйдет в субботу, 11 марта:

О ходе расследования

— Расследование обстоятельств взрыва на трубопроводе «Северный поток-2», которое началось практически сразу же после теракта в сентябре прошлого года, проводит федеральная прокуратура Германии. Оно уже длится около пяти месяцев, и суть его в том, что немецкие следователи смогли идентифицировать парусное судно, которое было арендовано шестого сентября в немецком порту Росток. Лодка была загружена оборудованием и взрывчаткой.

— Судно арендовали шесть человек, пять мужчин и одна женщина, среди которых, предположительно, было два водолаза. Корабль направился на небольшие острова Борнхольм и Кристиансё, принадлежащих Дании, а оттуда — на место, где проходят трубопроводы. Следователи обнаружили на лодке следы взрывчатки, которая была использована для подрыва. Поэтому мы точно знаем, что для его осуществления использовалось именно это судно и это оборудование. Мы также обнаружили следы, указывающие на Украину. В Польше компания украинцев арендовала лодку с возможным вовлечением нескольких других украинских граждан в это дело. Это факты, которые нам известны на сегодняшний день.

— Мы точно знаем, что у этой операции есть многие признаки профессиональной подготовки. Во-первых, паспорта, использованные для аренды лодки в Германии, были подделаны на высоком уровне. Такие паспорта не купишь где-нибудь в столице у вокзала. Во-вторых, была задействована профессиональная военного типа взрывчатка. В-третьих, одолеть глубину в 70-80 метров, на которой находился трубопровод, и провести на ней работы под силу только профессиональным водолазам. Так что у нас есть все причины подозревать участие военных, разведки, либо правительства какой-либо страны.

— Немецкие следователи потратили много времени на отслеживание всех судов, которые потенциально могли курсировать в этом районе в тот период времени и выявили несколько десятков судов, которые не использовали транспондеры. На лодках обычно есть транспондер, отслеживающий их перемещение. В данном случае, лодка, о которой идет речь, не использовала транспондер, но ее все равно опознали в начале января этого года и смогли восстановить траекторию ее перемещения. Это подтверждает прокуратура.

Это криминалистика. Следы химических компонентов, информация из паспортных данных, показания свидетелей, записи видеокамер в порту и так далее. Так что у нас есть вполне надежные криминалистические доказательства, а не просто слухи из мира разведки. Опять таки, они не говорят пока о том, кто стоит за этом в политическом плане, это следующий этап расследования, оно еще продолжается.

О реакциях и последствиях

— Правительство Германии старается реагировать спокойно. Сегодня министр обороны Германии выступил с заявлением, в котором отметил, что нельзя исключить исключить «операцию под чужим флагом», то есть, специально разработанную для того, чтобы указать на Украину и ее руководство. Очевидно, что такой исход расследования был бы в интересах России, но пока у нас нет четких подтверждений, указывающих на проведение такой «операции под чужим флагом». Безусловно, в Европе крайне осторожно и аккуратно относятся к ситуации.

О журналистском расследовании

— Журналистское расследование было невероятно сложным из-за чувствительности и «взрывоопасности» этой темы. Следователи хорошо осознают, что это не обычное уголовное расследование с целью найти убийцу или что-то в этом роде. Это мировая политика. Это будет во многом определять будущее поддержки Украины и иметь политические последствия по всему миру. Поэтому все, кто занимается этой темой, ведут себя крайне осторожно в плане разглашения подробностей и именно поэтому наше расследование занимает так много времени. Потребовались месяцы, чтобы узнать, что удалось установить следствию.

Но учитывая имеющиеся у нас зацепки и то, что мы видели, в том числе экспертизу взрывчатки, данные о польской компании, поддельные паспорта и так далее, я считаю, что в конце концов нам удастся точнее определить, какой круг людей за этим стоит. Я не знаю, узнаем ли мы наконец о мотивах и о том, кто отдал приказ, но я с оптимизмом рассчитываю, что мы обязательно увидим определенные результаты. Это произойдет не в течение нескольких дней, недель или даже месяцев, но в конце концов что-то будет.