Общественно-политический журнал

 

Грузия превращается в Беларусь? США не исключают вероятность введения санкций в отношении Грузии

Будущий новый закон об иноагентах может стать репрессивным в отношении политической оппозиции, а нынешнее грузинское правительство движется к авторитаризму.

В Госдепaртаменте Соединенных Штатов не исключили вероятность введением санкций в отношении правящей партии Грузии из-за нового законопроекта об иноагентах, принятого накануне в первом чтении. Пресс-секретарь ведомства Нед Прайс заявил:

«Я не буду называть конкретных лиц или компании, которые могут быть подвергнуты американским или другим санкциям. Но у нас есть набор инструментов, которые позволяют нам в любой стране мира привлечь к ответственности любого, кто ответственен за подавление прав человека».

Вашингтонские эксперты полагают, что новый закон об иноагентах является репрессивным в отношении политической оппозиции, а нынешнее грузинское правительство движется к авторитаризму. Пол Гобл эксперт Джеймстаунского фонда прокомментировал протесты в Тбилиси следующим образом:

«Я не удивлен, что многие грузины понимают положение дел и вышли на улицы в знак протеста. Я откровенно шокирован тем, что в парламенте Грузии столько законодателей, готовых согласиться с [законопроектом об иноагентах]. Это катастрофа. Это предательство Грузии. Это предательство демократии. И нам остается только надеяться, что правящая элита страны одумается, прислушается к людям на улицах и не станет утверждать этот законопроект. Никогда нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что элиты в любой стране склонны идти на репрессивные меры в надежде сохранить свою власть. Кто-то может решить, что за происходящим стоят люди из Москвы. Однако я не думаю, что Москва контролирует Тбилиси или что существует некий заговор Москвы против Грузии. Я опасаюсь, что Россия, возможно, использует слишком участившуюся тенденцию среди людей, находящихся у власти, относительно того, как им остаться у власти, а не о том, как достичь своих целей. И предложенный репрессивный закон просто идеально подходит для оказания давления на оппонентов».

Аналогичного мнения придерживается и карьерный дипломат Кеннет Яловиц, занимавший должность посла США в Грузии и Беларуси. Американский дипломат в отставке опроверг ложное заявление представителей правящей партии «Грузинская Мечта» о том, что якобы Вашингтон призывает Тбилиси открыть второй фронт против Москвы.

«Это действительно очень печальный день для Грузии. Если законопроект будет принят, какими бы ни были причины у властей, путь в ЕС станет невозможным. Грузия не получила статуса кандидата в ЕС, в отличие от Молдовы и Украины. И сделать что-то подобное будет чрезвычайно сложно или практически невозможно. Я не знаю, каковы реальные намерения правящей партии «Грузинская мечта», но, с какой бы стороны на это ни смотри, налицо солидарность всей Грузии в качестве реакции на последние события. Партнеры на Западе шокированы, они удивлены, среди них растет недоверие. Я сам не могу поверить в происходящее там сейчас. Та ли это Грузия, которую я видел в бытность послом? Какую модель управления страной внедряет нынешнее правительство Грузии? Если они пойдут таким путем, они превратятся в Беларусь, что будет лично для меня огромной трагедией. Нет мы не просим Грузию вступить в войну [в Украине]. Это еще одно лживое заявление грузинских властей. Просто Соединенные Штаты просят Грузию уважать [западные] санкции и прекратить поставки в Россию санкционных товаров. Мы понимаем, что в Грузии, неподалеку от столицы, до сих пор находятся российские войска. Но чего мы не можем понять, так это моральной бесчувственности, того факта, что Грузия, похоже, попросту не ценит борьбу украинцев и значение этой борьбы для такой страны, как Грузия, учитывая то, что может произойти в случае победы России в Украине. Как вы думаете, что будет дальше? Думаете, они погладят грузин по голове? Как бы не так».

В 2022 году Европейский Союз заявил, что примет кандидатуру Грузии в члены после того, как страна проработает и исправит недостатки по 12 пунктам, большая часть которых связана с нарушениями свобод и прав человека. Экс-посол Соединенных Штатов в Украине Джон Хербст утверждает, что с приходом к власти пророссийской партии «Грузинская Мечта» правительство отворачивается от демократических ценностей и стремится к авторитарной модели управления государством.

«Это еще один шаг и, пожалуй, самый большой в направлении авторитаризма за последние пару лет. Условия содержания в тюрьме экс-президента Грузии Михаила Саакашвили - другой кошмарный шаг. Кроме того, использование государственной власти с целью контроля над СМИ, чрезмерное использование полиции при подавлении демонстраций — все это мы наблюдали. И, конечно, позерство [властей Грузии] после жестокого вторжения России в Украину. Их действия не похожи на поддержку, которую Украина оказала Грузии в 2008 году, когда Россия напала на Грузию. Так что выходит довольно мрачная картина. И я считаю, что она не отражает чаяний всего грузинского народа. Правительство Грузии демонстрирует свою политическую уязвимость на протяжении последних семи-восьми месяцев, после того как Евросоюз предложил Украине и Молдове стать полноценными членами, в отличие от Грузии. Вместо этого Брюссель заявил Тбилиси, что правительство должно поработать над 12 пунктами. Думаю, именно поэтому нынешнее руководство республики стало говорить о разжигании войны, явно намекая на США и пытаясь сбить с толку грузинскую общественность. Однако их план не сработал. Теперь они удваивают свое давление при помощи нового законопроекта, чтобы затруднить деятельность организаций в Грузии, активно разъясняющих происходящие в стране процессы грузинскому народу. И у меня складывается впечатление, что правящая партия ускорила движение в сторону авторитаризма».

Тем временем прилетевшая в США президент Грузии Саломе Зурабишвили для участия в 67-й сессии комиссии ООН о статусе женщин в своем обращении к гражданам своей страны заявила, что всецело поддерживает протестующих против закона об иноагентах. Более того, Зурабишвили назвала новый закон «никому не нужным» и пообещала, что наложит на него президентское вето.