Общественно-политический журнал

 

Россиянам не стоит ожидать, что после Путина хуже быть не может

В 2022 году Евгений Пригожин стал стремительно набирать вес среди российской элиты. Из повара Путина, чья компания была признана ответственной за массовое отравление детей в садах и школах Москвы в 2018 году, он превратился в главу частной военной компании, существование которой противоречит статье 13 Конституции РФ, запрещающей создание вооруженных формирований на территории страны. Тем не менее, пригожинская ЧВК «Вагнер» уже в открытую принимает участие в войне с Украиной, а Путин награждает ее наемника, осужденного за вооруженное ограбление, как «защитника Родины» вместе с кадровыми военными.

«Он видит определенную уязвимость в позиции Кремля, других представителей элиты, большинство из которых склонны к более либеральным, менее ястребиным взглядам. Он видит уязвимость в политической позиции Путина и использует это, чтобы повысить свой политический статус. Видит в этом способ обогащения, получения контрактов и финансовых ресурсов для своей организации», – считает Мэтт Орр, Аналитик по Евразии, RANE.

Роберт Гамильтон, полковник в отставке, профессор евразийских исследований Военного колледжа армии США и научный сотрудник Института внешнеполитических исследований рассказывает: «Между российскими военными и “Вагнером” всегда были довольно тесные отношения. Мы наблюдали их вместе в Сирии. ЧВК “Вагнер” работала в Африке как бы самостоятельно, но в интересах Министерства обороны и Кремля. В Украине произошли две вещи: статус Пригожина вырос, потому что группа “Вагнера” сейчас участвует в самых тяжелых боях, например, за Соледар. Она ведет бой в соседнем Бахмуте, который уже несколько месяцев пытается отбить у ВСУ. Пригожин стал одним из самых ярых критиков Шойгу, Герасимова и официального военного руководства Российской Федерации. Создается ощущение, что существует раскол между Пригожиным и “Вагнером” с одной стороны, (на их стороне также Кадыров со своими силами) и регулярной армией, Минобороны и генеральным штабом».

Пригожин не скрывает свои противоправные действия и раздает помилования заключенным, что юридически может делать только президент. Публично высмеивает жестокое убийство одного из членов группы кувалдой, а орудие убийства отправляет в Европарламент в ответ на инициативу признать его организацию террористической. Недавно такую же кувалду Пригожин подарил члену госдумы Миронову, который охотно позирует с ней на фото, грозя «недругам» России. В 2019 году «Новая Газета» делала расследование о похожем убийстве кувалдой, расчленении и сожжении человека, предположительно наемниками “Вагнера”, в Сирии.

«С юридической точки зрения это выглядит так: частное лицо ходит по тюрьмам, выпускает заключенных, чтобы сражаться на стороне его частной армии, а затем выдает им помилования, на что у него нет законных полномочий. […] И эти люди потом, по возвращении из Украины, разгуливают на свободе, что еще больше подрывает верховенство закона, делая саму идею соблюдения закона в России нелепой. Если у тебя есть связи с Кремлем, то можно делать все, что угодно. Так это выглядит», – добавляет Роберт Гамильтон.

«Путин склонен оказывать особое доверие людям, которых он знает давно, еще по Санкт-Петербургу. Пригожин был связан, среди прочего, с "исследовательским агентством", которое ответственно за вмешательство в президентские выборы в США в 2016 году и проведение кибератак. В последнее время он позиционирует себя как сторонник жесткой линии войны», – считает Уильям Кортни, бывший посол США в Казахстане и Грузии.

Американские эксперты отмечают вседозволенность, попрание юридических норм и жестокость лидера группировки, численность которой оценивается в 50 тысяч человек. Опасность при этом они видят не только для Украины, куда ЧВК привозят осужденных преступников, но и для самой России, где эти будущие помилованные «ветераны» будут жить после войны. Действия самого Пригожина, судя по его открытой конфронтации с Минобороны РФ и публичной критике официального военного руководства России, по словам экспертов, говорят о его планах на будущее.

«На Западе наивно полагают, что в случае ухода Путина […] в России возникнет какое-то более либеральное или ориентированное на Запад правительство. Я не понимаю, откуда эта идея. Большинство ориентированных на Запад людей покинули страну. Путин ужасен, если судить по тем вещам, которые он делает, но альтернатива потенциально еще хуже», – опасается полковник в отставке Роберт Гамильтон.

Уильям Кортни, эксперт RAND, добавляет: «Если пригожинская группировка вырастет, у нее появится возможность захватить власть, объединив все ястребиные силы, и на смену Путина придет другой сторонник жесткого курса. Поэтому, пока российские войска находятся в Украине, военная поддержка и санкции со стороны Запада будут продолжаться, как и контроль над активами российского центрального банка в размере 300 млрд долларов, которые были конфискованы на Западе. Россия при стороннике жесткого курса, если он придет на смену Путину, скорее всего, окажется в еще худшем геополитическом положении и придет к большим экономическим потрясениями».