Общественно-политический журнал

 

Военная экономика против обывателя

Сотни западных компаний ушли с российского рынка. Путин в своем выступлении на форуме "Валдай" даже обрадовался, что совладельцы с российской стороны купили долю партнеров за копейки и теперь потирают руки от удовольствия. Где тут плюс, а где минус?

Термин "военная экономика" вошел в наш обиход несколько недель назад. Для работы в новых условиях создан Координационный совет при правительстве, его возглавил премьер Мишустин. Как этот орган будет работать? Об этом и многом другом поговорили с Дмитрием Потапенко.

- Каждая компания, естественно, заинтересована в работе на рынке. Вопрос в том, какие они оставляют производственные мощности. Когда уходит Mercedes, он понимает, что рынка уже нет – объем продаж незначительный. Надо биться за нищее население. Это означает, что здесь огромная территория с разорванной логистикой, с очень низкими доходами и закредитованным населением. Могут ли они вернуться? Конечно. Только должны вернуться и другие компании, которые работают в треш-сегменте. Это другие компании, это точно не цивильные. То есть надо доходы населения растить очень долго и медленно. А за счет чего? Нефтегазовых доходов? Их достаточно для существования, но недостаточно для развития.

- И все же Путин видит плюс в специальной военной операции: мол, теперь сами с усами, будем производить и сохраним экономический суверенитет. Как вам такие тезисы?

- Выигрыш в том, что для старых пердунов, задержавшиеся у власти, осталось огромное число неокормленных женщин, которых можно окормлять. Я могу увидеть выигрыш только в этом в их картине и системе координат. Они послали людей нетленной рукой на смерть, а остались, как любые феодалы, в абсолютно прекрасном положении.

- Эксперты подсчитали, что с началом войны Россию покинули около миллиона человек, столько же ушли на фронт и на обслуживание военной машины. Казна потеряла налоги. Какие сферы производства и услуг, на ваш взгляд, страдают от нехватки рабочих рук из-за мобилизации и бегства мужчин из России?

- В первую очередь это автомобилестроение легковое, все, что касается нефтегазового сектора. Это, безусловно, сфера финансов, IT и область в том числе сельского хозяйства.

- Для работы в условиях военного положения создан Координационный совет при правительстве. Его возглавил премьер Мишустин. Как этот орган будет работать?

- Мишустин возглавляет в общей сложности то ли семь, то ли восемь всяких советов. Все входят везде и во все. Это правовая коллизия… Кто управляет страной – Координационный совет или правительство? Где-то здесь чуть-чуть правительство, а где-то здесь Координационный совет. А люди одни и те же. Ничего фундаментально не поменялось. А вы, друзья, как ни садитесь...

- Это будет имитация деятельности или реальная помощь фронту?

- Им не надо никакой фронт ничем снабжать. В этом нет необходимости.

- Вы хотите сказать, что все необходимое для войны есть?

- Я хочу сказать, что не надо ничем снабжать. Зачем уничтожать ресурсы, которые все равно будут уничтожены? Зачем снабжать обмундированием?

- Деньги на войну еще есть, пишут экономисты. Правда, встает вопрос, где покупать высокотехнологичное оборудование для производства военной техники.

- Денег, действительно, хоть залейся, но в данном случае не надо ничего закупать. Задача другая. Задача сделать из людей на фронте живой щит, замазать их в крови. Не надо эти деньги расходовать ни на что. Деньги надо экономить.

- Люди почувствуют "прелести" военной экономики или нет?

- У людей располагаемые доходы падают 10 лет – это "отличная" новость для того, что называется СВО, можно ухудшать ситуацию. И раньше было плохо, тяжело жилось, но... перемога у них была, и сейчас у них почти такая же перемога.

- Россияне держат в банках несколько триллионов рублей. Стоит ли обналичивать свои деньги с накопительного счета? Нет ли угрозы личным вкладам?

- Проблема в том, что когда власть захочет изъять деньги, она в том числе запретит наличное обращение. Она переведет на талонную систему. То есть деньги как платежный ресурс перестанут существовать.

- А доллар и евро спасут ситуацию?

- Платежное средство становится таковым только в том случае, если оно подлежит обмену. В противном случае это резаная бумага.

- Вспоминаю, как при Горбачеве вместе с деньгами были в ходу талоны на продукты питания. История может повториться?

- Конечно, это параллельная система платежей.

- А что вы ожидаете в декабре, когда Европа почти полностью откажется от российской нефти?

- Ничего особо не произойдет. Главное, чтобы она умудрилась отказаться. Пока я не вижу ни малейших шансов, что она полностью откажется. Она будет покупать ее через Индию или через Китай, либо через Тегеран.

- Экономисты прогнозируют, что бюджет России недосчитается миллиардов долларов – и денег на войну станет меньше. Это тревожный сигнал для Кремля?

- Это говорит о том, что война стоит очень дешево, что на войну денег просто ж… жри и ее можно продолжать десятилетиями. К сожалению (или к счастью) огромная экономика России на войну тратит очень мало. Да, доходов становится меньше, но можно уничтожить не только Украину, но и другие государства. Если не понимать этого базисного посыла, который элементарно доказывается калькулятором, никакие экономические санкции в том виде, в котором их делают соплежуи и из Евросоюза, не работают. Они работают на длинную дистанцию, а Украину уничтожают сегодня, коротко, здесь и сейчас.

- Правильно ли я понял, что судьба России будет решаться на линии фронта?

- Всегда. Я это говорю с первого дня. А все остальное – запрет на визы и так далее – это осознанная имитация бурной деятельности.

- Если говорить языком метафор, последнее слово за американскими HIMARS, так?

- Метафорично можно... Мне все ездили по ушам: будет 50 HIMARS, 70. А я сказал, что не будет. Сейчас у нас их 20. Вообще ни о чем. Условный Запад действует по логике "либо ишак сдохнет, либо падишах сдохнет". Их политики действуют именно в этой парадигме. Они – соплежуи, которые, по сути дела, трясутся за свое место, ни на какой стороне Украины они не стоят даже близко.

- И все-таки военная помощь от НАТО поступает.

- Это из разряда – чтобы тупо не сдохли. Пять миллиардов поставляется в Украину и 200 миллиардов суммарно за углеводороды. Перепад, извините, в 40 раз. Чего мы обсуждаем?! Это уроды, которые все время муссируют: "Она газа меньше стала продавать..." Насколько меньше? Я же сказал, что война стоит копейки. Никто не хочет, чтобы Украина победила! Хотят имитацию бурной деятельности, концерты сделать, флажками подсветить. За каждую подсветку флажков (я, покатавшись по Европе, могу сказать) я бы увольнял чиновников. Лучше возьмите эти деньги и купите продуктовый набор для помощи беженцам. Это фарисейство, преступные абсолютно действия против Украины.

- А что будет с экономикой Украины?

- Ее просто нет физически, в том-то вся и проблема. В том-то вся проблема, что Украина не производит самостоятельно оружие, и без денег Запада ее нет физически, она отсутствует.

Мумин Шакиров