Общественно-политический журнал

 

Первая попытка официального перевода экономики на военные рельсы

Законопроект о принуждении бизнеса к выполнению военных госзаказов - пожалуй, самая симптоматичная новость за неделю. В последний день июня документ за подписью Михаила Мишустина внес в Госдуму сам кабмин. Авторы инициативы предлагают дать правительству (то есть, самим себе) право вводить "специальные меры в сфере экономики".

Предлагается внести изменения в закон "Об обороне" и Трудовой кодекс. Согласно законопроекту, для обеспечения проведения "операций Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов" за рубежом правительство может принимать "решения о введении специальных мер в сфере экономики".

В их числе - право привлекать предприятия к работе во "внеурочное время", то есть, ночью, в выходные, во время отпуска. А еще - право навязывать компаниям госконтракты в области обороны. Более того, некоторые заказчики - Минобороны, ФСБ, МЧС или Росгвардия (которые, естественно, и будут работать с оборонными контрактами) - могут изменить условия контракта уже после того, как он заключен.

Законопроект также предусматривает, что юридические лица "независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности" не вправе будут отказываться от заключения контрактов в рамках госзакупок или гособоронзаказа, если речь идет о товарах, работах или услугах, необходимых для обеспечения проведения операций за рубежом.

Как говорится в пояснительной записке, из-за "контртеррористических и иных операций" в Украине "возникает краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружения и военной технике и обеспечении материально-техническими средствами" - особенно на фоне введения против России санкций. Для этого необходимо "дозагрузить производственные мощности организаций оборонно-промышленного комплекса" и "организовать ресурсное обеспечение поставок в рамках государственного оборонного заказа", говорится в законопроекте.

Все это выглядит как первая попытка официального перевода экономики на военные рельсы - но без использования "запрещенной" лексики.