Общественно-политический журнал

 

Европе очень тяжело придти к соглашению о санкциях против России

Европейский Союз заявляет, что готов ввести «масштабные» экономические санкции против России, если она вторгнется в Украину, но официальные лица и дипломаты говорят, что угроза зависит от сложных переговоров с участием 27 государств-членов, которые далеки от завершения.

«Энергетическая зависимость делает сделку более сложной для ЕС, чем для Соединенных Штатов. Труднее добиться политического согласия», — сказал высокопоставленный дипломат ЕС. «Бесплатных обедов не бывает. У нас тесные отношения с Россией, так что это будет экономическая боль, и для некоторых больше, чем для других».

Не сразу стало ясно, какие страны ЕС проявляли наибольшую нерешительность в переговорах или когда блок может быть готов перейти к санкциям, которые, по его словам, будут иметь «огромные последствия и серьезные затраты».

Переговоры ведутся тайно между столицами ЕС и исполнительным органом блока, Еврокомиссией, а не группой в Брюсселе.

«Ведутся переговоры с государствами-членами. Мы не хотим делать это публично. Москва умеет использовать разногласия», — сказал второй дипломат ЕС.

Экономика ЕС более подвержена риску, чем США. По данным ЕС, их экспорт в Россию сократился на пятую часть за два года после аннексии Россией Крыма у Украины в 2014 году, что привело к наложению западных санкций на Москву.

Позиция Германии как крупнейшего потребителя российского газа в ЕС будет иметь решающее значение в переговорах. Дипломаты пока не видят большой разницы между Францией и Германией, традиционными крупными державами ЕС, в необходимости жестких санкций.

Россия является пятым по величине торговым партнером ЕС в целом, и Россия поставила 44% газа, импортированного ЕС в 2020 году. Но газ составляет от 75% до 100% стоимости импорта газа в Болгарии, Венгрии, Словакии, Словении, Румыния, Латвия, Эстония и Финляндия, по данным ЕС.

Германия и Италия являются одними из крупнейших экспортеров в Россию с продажами в секторах от промышленных товаров до горнодобывающей промышленности.

Многие правительства хотят знать, что является триггером для санкций, что было поднято в частном порядке министрами иностранных дел ЕС на встрече в прошлом месяце. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, находящийся с визитом в Москве, заявил, что санкции контрпродуктивны.

«Пока мы просто работаем над пакетом. Вопрос о том, когда мы их активируем, еще не решен», — сказал третий дипломат ЕС.

По мнению западных военных экспертов, российское вмешательство в Украине может варьироваться от тайных действий, таких как организация государственного переворота, до кибератак и полномасштабного вторжения.

Помня о задержках первого раунда санкций ЕС, введенных против Беларуси в 2020 году из-за разгона массовых уличных протестов в бывшей советской республике, Европейская комиссия готовит предложения по санкциям после изучения возможных вариантов на встречах с государствами-членами.

После того, как все 27 стран будут проконсультированы, могут начаться переговоры между государствами ЕС с целью иметь что-то готовое для представления лидерам ЕС в случае вторжения России.

Дипломаты и официальные лица ЕС заявляют, что санкции ЕС не будут идентичны санкциям Соединенных Штатов, и что некоторое не подлежит обсуждению, включая карательные меры в отношении глобальной системы межбанковских платежей SWIFT, используемой для денежных потоков России.

Будет четкая система оценок или «лестница эскалации» строгости санкций в зависимости от действий России.

Первым ответом было бы введение запретов на поездки и замораживание активов россиян. Но у ЕС пока нет списка имен, даже если есть общее согласие, что, в отличие от Соединенных Штатов, сам Путин не будет мишенью из-за желания держать открытыми дипломатические каналы.

Кроме того, в отличие от Соединенных Штатов, которые хотят нацелить средства на российскую экономическую элиту на Западе, ЕС заявляет, что ему потребуются явные доказательства правонарушений олигархов, иначе они рискуют оспорить санкции в европейских судах.

Есть больше договоренностей о введении санкций против российских оборонных компаний или введении экспортного контроля над западными технологиями, возможно, связанными с искусственным интеллектом.

Другие меры могут включать расширение списка государственных предприятий, которым запрещено вести бизнес с ЕС, санкции в отношении конкретных российских продуктов и российского финансового и банковского секторов, хотя австрийские, венгерские, итальянские и французские банки имеют местные отделения в России.

Санкции в отношении энергетического сектора остаются самыми сложными, поскольку Россия может ограничить поставки газа в Европу. Германия дала понять, что может принять карательные меры в отношении «Северного потока-2», недавно построенного газопровода из России в Германию, но Берлину предстоит сделать нелегкий выбор, прежде чем действовать.

Обсуждается также нацеливание на угольный сектор России.