Общественно-политический журнал

 

Их стиль расправ

Я просто напомнить. Разного рода садисты и нелюди, дорывавшиеся по разными причинам до власти, демонстрировали подчас свои фирменные методы убийств оппонентов. У палачей аргентинской хунты (помнят еще такую?), которая орудовала в стране в 70-е, в моде было сбрасывать людей с вертолетов. Об этом немало написано. Не о них, конечно, сейчас речь.

В Беларуси в городе Волковыск Гродненской области 15 августа пропал член городской избирательной комисии 29-летний Константин Шишмаков. Он работал директором военно-исторического музей имени Багратиона. В ходе голосования на президентских выборах 9 августа он отказался вбрасывать в урну пачку бюллетеней за кандидата Лукашенко. И по окончанию подсчета голосов вместе с еще одним членом комиссии отказался подписать итоговый протокол голосования. Ну, за них обоих расписались.

Но тут такая деталь: Константин достаточно многих знакомым успел об этом рассказать. Возмущался. И продолжал рассказывать. После его пропажи сотрудники двух музеев – Национального художественного музея Белорусии и Национального исторического музей вышла на акцию в его поддержку. Держали плакат: «Где Константин Шишмаков?»

18 августа волонтеры (нет, не милиция, милиция выжидала) обнаружили на лесной дороге автомобиль Шишмакова, а в лесном массиве неподалеку и его тело. Константин был повешен. Милиция после недолгих колебаний определила – суицид.

В эти же дни в Минске проверяли списки граждан, пропавших в ходе уличных протестов. Многих позже находили в разных отделениях милиции. Среди таких пропавших числился и житель Молодечно 28-летний Никита Кривцов. Известен был в основном среди футбольных болельщиков, но в дни протестов он один с трехцветным флагом выходил на центральной площади своего города к шеренгам спецназа. Есть видео. В Молодечно он стал героем.

Вечером 22 августа его нашли повешенным в одном из лесопарков под Минском. Нашла милиция, которая тут же и сообщила о суициде, и о том что теле Кривцова нет видимых повреждений (изначально, кстати, в Телеграме сообщалось о следах побоев, но позднее эти посты были отредактированы).

На фоне сообщений о десятках убитых и сотнях покалеченных в разных городах Белоруссии об этих двух фактах, наверное, успели забыть?

И вот новое напоминание.

3 августа 2021 года в одном из лесопарков Киева найден повешенным Виталий Шишов, руководитель «Белорусского дома» в Украине. В последний год он в основном занимался обустройством беженцев из Белоруссии – подыскивал им на первых порах недорогое жилье, работу. Помогал с оформлением документов. Выполнял большой объем работы. По сути, как волонтер.
Тем утром он вышел на обычную пробежку около 9 утра. Его подруга обратилась в полицию спустя несколько часов.
Полиция довольно быстро обнаружила.

Мы понимаем, кто перед нами. Мы должны отдавать себе отчет в том, с каким явлением мы столкнулись.

Еще раз скажу: у разных клик, оказавшихся у власти, могут быть разные излюбленные приемы расправы. Приемы, которые в определенной мере что-то нам говорят о тех, кто отдавал приказы и об исполнителях.

Они всегда рассчитывали вселить ужас.

Но никогда – точно никогда – не бывало так, чтобы после этих подлых казней убывало число непримиримых борцов и смельчаков.
Склоним головы – отдадим должное погибшим – смельчакам.

А клики эти – ну, почти без исключения – кончали одинаково.

Илья Шаблинский