Общественно-политический журнал

 

«Дельта плюс» - новый вариант штамма коронавируса

В мировых СМИ за последние недели появилось множество публикаций о появлении нового варианта коронавируса — производной от штамма «дельта», также известного как «индийский штамм». Этот вариант, который в большинстве источников называют «дельта плюс», содержит сразу две мутации и распространяется во многих странах, в том числе в Индии. В этой стране опасаются, что он может привести к очередной волне заражения, хотя ученые подчеркивают, что штамм «с плюсом» еще не изучен до конца.

О распространении новой мутации «индийского штамма» коронавируса стало известно в середине июня. На тот момент сообщалось о 202 случаях варианта «дельта плюс» в 11 странах. Больше всего случаев — 82 — было отмечено в США. В Индии же их зарегистрировали всего восемь: три в штате Тамилнаду, а также по одному в Одише, Карнатаке, Андхра Прадеш, Гуджарате и Махараштре. Однако, согласно более свежим данным, число случаев заражения заметно выросло за последние дни: только в четырех районах штата Махараштра обнаружили уже 20 пациентов с этой мутацией.

Первый случай «дельты плюс» (официальное название — B.1.617.2.1, или AY.1) был впервые обнаружен в Индии в апреле. Наряду с мутацией в S-белке (то есть в белке шипа вируса), которой характеризуется широко распространенный вариант «дельта», AY.1 содержит другую мутацию K417N. Она также присутствует в бета-варианте коронавируса (B.1.351), который был впервые обнаружен в Бразилии. «В некотором смысле, это объединение изменений, ранее найденных в двух различных вариантах, которые на данный момент лучше всего приспособлены к уклонению от иммунного ответа», — рассказал индийскому информационному агентству ANI вирусолог Шахид Джамиль. По его словам, ученым еще предстоит выяснить, будет ли эта мутация более заразной, чем предыдущие. Джамиль назвал появление «дельты плюс» «поводом для беспокойства, но не для паники». 

Опасения специалистов вполне обоснованны: хотя случаев «дельты плюс» пока немного, сочетание свойств ее предшественников — дельта-варианта и мутации K417N — может представлять серьезную опасность. Считается, что именно бета-мутация K417N помогает вирусу уклоняться от нейтрализующих антител, которые представляют собой жизненно важную часть защиты иммунной системы человека.

Между тем, в Минздраве Индии сообщили, что AY.1 был присвоен статус «варианта, представляющего интерес». Согласно международной классификации, этот термин обозначает штамм, который пока не распространен повсеместно, но требует усиленного надзора и может оказаться более заразным или приводить к более тяжелому течению болезни. 

Ранее мутация «дельта плюс» также получила неофициальное название «непальский вариант». Этот термин получил распространение после выступления министра транспорта Великобритании Гранта Шэппса. В начале июня он заявил, что Соединенное Королевство исключило Португалию из списка «ковид-безопасных» стран из-за зафиксированных случаев «непальской» мутации. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ответила, что ей неизвестно о новом варианте коронавируса, который был бы обнаружен в Непале. Выбранный британским министром термин, по-видимому, объяснялся тем, что в Японии этот вариант был найден у путешественников, вернувшихся из Непала.

Подробной и полной статистики заражения «дельтой плюс» пока нет. К примеру, в Великобритании зафиксировано 36 случаев заражения этим штаммом. Большинство пациентов не достигли 60 лет. Половина из них не получили ни одной дозы вакцины. При этом известно о двух случаях, когда заразившиеся «дельтой плюс» были полностью привиты. Смертельных случаев отмечено не было.

Некоторые ученые осторожно предполагают, что новая мутация распространилась не из одной страны. «По-видимому, AY.1 возникал независимо несколько раз и может быть более распространен в странах, где геномные исследования коронавируса ограничены», — отметил в твиттере исследователь Бани Джолли из индийского Института геномики и интегративной биологии. По его словам, в пользу этой теории говорят результаты исследования эволюции этой мутации. Есть два разных типа AY.1. Один из них представлен, в основном, в Калифорнии, на которую приходится большинство случаев «дельты плюс» в США. Второй объединяет другие страны, включая Великобританию, Индию и Непал. 

В России был обнаружен только один подтвержденный случай заражения мутацией AY.1 — где именно, не сообщается. Согласно данным сайта Outbreak.info, который отслеживает различные варианты коронавируса, «дельту-плюс» в нашей стране зафиксировали еще 12 апреля (спустя всего неделю после того, как первый случай был отмечен в Индии). Гораздо больше распространен в России обычный «дельта-вариант» — предшественник «дельты плюс» без мутации K417N. Так, мэр Москвы Сергей Собянин недавно заявил, что у 89,3% москвичей, заболевших COVID-19, выявили именно этот штамм коронавируса. «Он оказался более агрессивным, который быстрее распространяется. И самое неприятное, что для того, чтобы противостоять человеку, его иммунный статус, его количество антител, как сейчас вот говорят, должен быть почти в два раза выше, чем к уханьскому вирусу, то есть, по сути дела мы начинаем заново проходить эту историю», — заявил столичный градоначальник. По его словам, взрывной рост заражения, который наблюдается в последнее время, связан именно с распространением штамма «дельта».

Новый штамм «Дельта», появившийся в результате мутации вируса COVID-19 и впервые обнаруженный в Индии, является наибольшей угрозой для борьбы с пандемией коронавируса в США, заявил во вторник ведущий инфекционист страны доктор Энтони Фаучи.

Штамм «Дельта», является «несомненно более заразным» в сравнении с исходным вариантом вируса, сказал ученый, добавив, что этот штамм «также связан с более тяжелым течением заболевания».

Как заявил в минувшую пятницу высокопоставленный научный сотрудник Всемирной организации здравоохранения, штамм «Дельта» начинает преобладать над другими штаммами коронавируса, циркулирующими в мире.

По словам Фаучи, вакцины, разрешенные к использованию в США, включая вакцину Pfizer / BioNTech, эффективны против нового штамма COVID-19.

«У нас есть инструменты, поэтому давайте воспользуемся ими и подавим эпидемию», – сказал ведущий инфекционист США.