Вы здесь
Политика и русские эмигранты в США
ФБР расследует деятельность организации российской диаспоры в США, контролируемой Кремлем. Допрошены десятки связанных с ней людей, проведены обыски у них дома и в офисах. Вожаки в панике бегут в Россию...
Такая картина предстает перед читателем статьи американского новостного портала Daily Beast, опубликованной в понедельник. Материал аналогичного содержания опубликовала в конце мая Русская служба "Голоса Америки".
Группа, о которой идет речь, называется Координационный совет организаций российских соотечественников. Она входит в структуру Всемирного координационного совета, находящегося в Москве. Россия никогда не делала секрета из того, что считает соотечественников за рубежом инструментом своей "мягкой силы". Этот термин ввел в официальный российский политический лексикон Владимир Путин своей статьей "Россия и меняющийся мир", указав на Россотрудничество и фонд "Русский мир" как на институты "мягкой силы". По словам президента, Москва не применяет при этом грязные методы Запада, который финансирует "псевдо-НПО" и использует их в качестве троянского коня "в целях проведения своих интересов".
Неужели фэбээровская рать наконец опомнилась и теперь рубит щупальца гидры, опутавшей Америку?
Не будем уподобляться конспирологам QAnon. ФБР, по своему обыкновению, не подтверждает и не отрицает факт расследования. Информация о допросах и обысках получена от анонимных источников. Источник ТАСС говорит:
"Никого из состава КСОРС США не задерживали и ни в чем не обвиняли". Один из членов Совета утверждает, что внимание к ним ФБР – вообще не новость. И наконец, те, с кем беседовали агенты ФБР, утверждают, что беседы эти носили вполне дружелюбный и формальный характер и касались главным образом финансирования деятельности Совета. А что касается отсутствия некоторых его членов в США, то оно временное, по семейным или деловым обстоятельствам. Например, секретарь Совета Сергей Гладыш, возглавляющий ячейку в Сиэтле (она называется "Российско-американская инициатива о сотрудничестве"), участвовал в Петербургском международном экономическом форуме и разместил свои фотографии в обществе Марии Захаровой и делегации "молодых американских лидеров" – такие группы он регулярно возит в Россию.
Действительно, четыре года назад после проведения очередной акции "Бессмертный полк" к Сергею Гладышу уже приходили агенты ФБР. На лентах российских новостных госагентств появились тревожные сообщения. Ощущение неприятное, но "жить не мешают" – так прокомментировал посещения ФБР он сам. Есть ощущение, что Гладыш тогда испугался.
Дело в том, что в свое время ФБР уже расследовало организацию для американцев поездок в Россию. В октябре 2013 года сразу несколько американских изданий сообщили о том, что агенты ФБР опрашивают участников поездок, организованных директором российского культурного центра главой представительства Россотрудничества в Вашингтоне Юрием Зайцевым. За два года примерно 130 молодых перспективных американских предпринимателей, сотрудников неправительственных организаций, политконсультантов и студентов старших курсов посетили Россию за счет Россотрудничества, которое оплачивало все расходы начиная с визового сбора и кончая проживанием в пятизвездных отелях. Агенты были настолько настойчивы и торопливы, что одну молодую пару, побывавшую в России, они настигли во время отпуска в Японии. Агентов интересовало, не пытались ли русские вербовать американцев в шпионы. Это, разумеется, слишком прямолинейная постановка вопроса. Среди американцев присматривали будущий "актив". Юрий Зайцев, защищенный дипиммунитетом, тогда тихо покинул США и получил новое назначение.
Его преемника Олега Жигунова выдворили из США в числе 60 дипломатов в ответ на отравление Скрипалей в Солсбери. За несколько недель до выдворения его сфотографировали в обществе Марии Бутиной. Предъявляя фото в суде, обвинение отказалось назвать его имя, но позднее выяснилось, что это именно Жигунов.
Словом, Гладышу да и другим членам Координационного совета есть о чем волноваться.
Здесь стоит рассказать, что в августе 2014 года в среде активистов русской диаспоры в США произошел раскол. В Нью-Йорке тогда созвали V Форум соотечественников. Водоразделом стал крымский вопрос. Как осторожно выражается теоретик работы с диаспорой Александр Ручкин, "в контексте украинского кризиса стремление российского МИД консолидировать эмиграцию на пророссийской платформе было воспринято соотечественниками неоднозначно". По словам тогдашнего председателя Совета Игоря Бабошкина, участникам форума предложили подписать заявление в поддержку украинской политики Москвы. Бабошкин и его единомышленники отказались и были "бесцеремонно" смещены со своих постов.
В статье, написанной в 2016 году, профессор Ручкин считает вредным чрезмерное "огосударствление" организаций соотечественников. Он сочувственно цитирует Константина Косачева, который в 2012–2014 годах возглавлял Россотрудничество и в этом качестве говорил в интервью "Ведомостям", что надо действовать не напрямую, а через посредников, "маскируя вовлеченность заинтересованных властей". Но после захвата Крыма с этими экивоками было покончено.
О том, что происходит в среде соотечественников, рассказал Дмитрий Валуев – лидер альтернативной, независимой от Кремля группы.
– Дмитрий, кто бы мог быть этими анонимными источниками, сообщившими "Голосу Америки" и Daily Beast о расследовании ФБР?
– Они говорили с людьми, которых опрашивали фэбээровцы. Мы получали информацию такую же, что таких опросов было большое количество, много людей разных опрашивали. В основном это были люди, связанные с деятельностью КСОРС, организацией "Бессмертных полков". Не все из них такие уж убежденные путинисты. Это люди, которые давно живут в Америке, есть даже люди, которые никогда не жили в России. Мы беседовали с одним парнем, который говорит на русском языке, но он американец, никогда не жил в России, воспитывался и вырос в Америке. Он участвовал в организации "Бессмертных полков" просто потому, что у него дедушка ветеран, он был воспитан в советских военных традициях. Человек, который никакого отношения, кроме культурного, к России не имеет.
– То есть их встревожил интерес к ним ФБР. Но ведь этот интерес проявлялся и прежде, из этого не делали секрета четыре года назад, когда агенты ФБР пришли к Сергею Гладышу. Особой сенсации тут как будто нет.
– Нет они не делали секрета, а Гладыш зачем-то сболтнул. И это вызвало ропот недоумения среди других организаторов: даже если и была такая беседа, если она состоялась, то зачем ты об этом вообще говоришь вслух, нам это на пользу не идет. А ему, видимо, шло на пользу. Для Гладыша это была, видимо, пиар-акция. Может быть даже, его попросили из Москвы: типа, скажи об этом, чтобы мы потом в Москве сказали, что Запад такой-сякой, Америка нас ущемляет.
– Вообще если посмотреть шире на взаимосвязи Координационного совета с организациями и ведомствами в Москве, то получается такая плотная грибница. Во-первых, это Всемирный совет, который тесно связан с фондом "Русский мир" во главе с Вячеславом Никоновым, в попечительский совет которого входят министры и который финансируется из госбюджета. Во-вторых, это Россотрудничество с представительствами по всему миру во главе с Евгением Примаковым-внуком. В-третьих, это правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом во главе с Сергеем Лавровым. В-четвертых, это Фонд поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом. Могучая инфраструктура. И американскому совету как будто перепадает немало. Ведь не три копейки стоит арендовать самолет, чтобы он таскал георгиевскую ленту над Манхэттеном. Или Гладыш устраивает поездки перспективных американцев в Россию – 2–3 тысячи надо заплатить, но можно, как написано у него на сайте, и попросить у его организации. Но с другой стороны – создается впечатление, что все они дружно занимаются распилом бюджетных денег. На сайте Всемирного совета ссылки на почту и на сайт американского совета битые, они не действуют. На сайте Нью-Йоркского центра последнее мероприятие – молодежный форум 2019 года, в генконсульстве. КСОРС, кстати, не публикует свою финансовую отчетность, хотя в США неправительственные организации обязаны это делать. И иностранным агентом не числится.
– Эта организация не зарегистрирована никаким образом.
– Я вспоминаю, кстати, как три года назад некий Тимофей Яновский пытался зарегистрировать торговый знак "Бессмертный полк", и КСОРС тогда ужасно возмущался. Они заявили, что "шествия "Бессмертного полка" являются народной, некоммерческой, неполитической и исторической инициативой, координацией которой занимаются волонтеры. "Бессмертный полк" в городах США проводится независимо, не подчиняется никакому "центру", "совету" или координаторам других городов или других стран". Вы знаете эту историю? Кто такой Тимофей Яновский?
– Как раз Тима я и имел в виду, когда говорил, что он не жил в России. Американец, который Россию знает только из телевизора, у него нет никакого личного опыта. Мне кажется, что такая жесткая реакция посольства и КСОРСа объясняется именно тем, что для них это категорически неприемлемо, потому что в этом случае их запишут в иностранные агенты. Они Тима запугали довольно серьезно. Он забрал документы, эта торговая марка так и не была зарегистрирована.
– Казалось бы, что плохого? "Бессмертный полк", фольклорные фестивали, конкурсы песни, кулинарного искусства. Народная, неполитическая инициатива. На местах люди искренне занимаются всем этим, у них есть какое-то занятие, они получают от этого удовольствие...
– Они организовывали акции протеста возле ООН против "неофашизма" в Украине. Они организовывали, когда Путин приезжал в Нью-Йорк, акции поддержки Путина. Они сейчас говорят: мы вообще вне политики, мы вообще никого не поддерживаем, ни Путина, ни Навального, мы просто культурная организация, занимаемся Масленицами и Дедами Морозами. Но это на самом деле не так. Конгресс русских организаций занимался коллективными письмами то в Конгресс, то в администрацию Трампа от имени русскоязычной диаспоры по политическим вопросам: или против Украины, или за диалог с Кремлем, против русофобии они Трампу писали и так далее. Это политические вещи.
– Расскажите про свою организацию "Русскоязычная Америка за демократию в России".
– Сейчас это ассоциация активистов, людей из разных городов Америки, которые изначально в этом году вышли в поддержку Навального. Но далеко не все из них сторонники Навального. Кто-то просто возмущен тем, что происходит в России, и не хочет ассоциироваться с российской властью. Кто-то уехал, потому что не видел каких-то перспектив внутри России. Люди разных возрастов, разных бэкграундов. Всех возмутила и наэлектризовала ситуация с Навальным. Мы объединились, познакомились, сейчас с канадскими активистами общаемся – до каких-то расследовательских или гуманитарных проектов, которые связаны с политзаключенными. Люди собираются в разных городах, пишут письма, собирают деньги на помощь политзэкам и так далее. Много разных направлений, есть два расследовательских проекта. Один назвали "Недвижимость". Мы находим в США недвижимость, которая принадлежит кремлевским функционерам или людям, на которых опирается Кремль, – это известные люди, которых часто привлекают, такие как Гергиев, Мацуев. Когда нужно, их привлекают в качестве "мягкой силы" и агитаторов на выборах. Второй проект мы назвали "Агенты". Он связан с деятельностью прокремлевских организаций или живущих в США лиц, которые действуют прямо или косвенно в интересах Кремля, Путина, являясь по сути внешним инструментом вовне России, инструментом МИДа, Кремля.
– Можете оценить численность ваших активистов?
– В Нью-Йорке 23 января на первый митинг в поддержку Навального выходило порядка 1000–1200 человек. В Сиэтле на такой же митинг в этот же день выходило порядка 400 человек. Есть политические беженцы, довольно активная группа. Это люди, которых российская власть вынудила уехать напрямую – не косвенно отсутствием социальных лифтов, а напрямую заведением уголовных дел. Есть бывшие сотрудники "Открытой России", бывшие сотрудники штабов Навального. Многие поддерживают связи с Россией и неравнодушны к тому, что там происходит.