Общественно-политический журнал

 

По поводу санкций: почему на словах Запад грозиться растерзать, а на деле даже пошлепать не решается

Санкции! Это магическое словечко сегодня едва ли не самое частоупотребимое в политическом словаре. Ну, а в связи с угоном Ryаnair – так просто все эфиры забило.  Как и «забил» на его Батька. А почему? По тупости или амбициозности своей? Или на это есть резоны? Попробуем разобраться.

Начнем с фактуры? Что мы имеем в этом амплуа на сегодняшний день? На уровне ЕС как органа – пока только идею «чистого неба» над Белорусией с поручительством ЕС разработать соответствующий документ. Сроков при этом не установлено. Но для ускорения процесса его членам рекомендовано проявить инициативу. Чем уже некоторые страны и воспользовались. Первой – Украина, прекратившая полеты уже на следующий день, а также подписались еще с десяток авиакомпаний.

Кроме того, на саммите в Брюсселе обсуждались варианты ударов и по белорусской экономике в виде бойкота ее продукции. При этом конкретно упоминались Белоруськалий и Белнефтегаз (то есть продукция переработки Новополоцкого и Мозельского НПЗ). Но об этом говорилось лишь в неопределенно-летней перспективе.

Ну, и прелагалось также расширить персональный список подсанкционных имен.

Причем, даже на уровне постановки вопроса – решения эти принимались под сильным соусом сомнений. Раздавались голоса о том, а надо ли все это затевать. Ведь пострадают в первую очередь не Лукашенко и преданные ему держиморды, а рядовые белорусы, которые лишатся работы и доходов. И которым даже бежать при этом из  когтей режима станет невозможно.

И это – сермяжная истина. Ибо, как справедливо заметил в своем комментарии Сергей Гуриев, тиран всегда выведет из под ударов свою гвардию и наиболее преданных холуев в бизнесе. Даст льготы, покроет убытки, за счет госзаказов и т.д. А деньги для этого изымет из госбюджета, то есть – из карманов населения.

Впрочем, тот же Гуриев заметил, что другой вариант воздействия, к сожалению, вряд ли возможен. Так уж устроена диалектика народа и власти. Каков народ – такая и власть. И если он ее терпит, если он пока ее терпит – то так ему и надо! Авось злее будет!

А как иначе? Слова Интернационала «никто не даст нам избавленья- ни Бог, ни царь и не герой...» история всерьез не опровергает. И надежды, связанные с Западом, который придет и поможет свергнуть режим – вечная блажь, как минимум, по трем соображениям.

Во-первых, западный обыватель слишком привык и ценит комфорт, чтоб заморачиваться на чьих-то чужих проблемах. Во-вторых, если кто-то и захочет - решится помочь, то именно – помочь, что предполагает сначала бунт со стороны потерпевших.

И в-третьих – а это главный, латентный мотив реакции коллективного Запада - Лукашенко, по большому счету его устраивает. Потому что со своей фанатично-истеричной жаждой власти является гарантом белорусской государственности. Он уже доказал, что пока он есть, идея Союзного государства – это всего лишь бантик на хвосте ослика.  А вот когда его не станет, тут-то и придут к власти ставленники Кремля, которые превратят Беларусь в шесть областей РФ, как рекомендует российский златоуст  Антон Красовский. 

В том, что придут – это, конечно,  еще вопрос. Но вероятность велика просто потому, что своим физическим существованием Беларусь присосалась к России. Она является основным и финансистом, и торговым партнером, и инвестором Беларуси, в то время, как доля ЕС по всем этим параметрам даже в лучшие годы невелика.

Все это дает уверенность Лукашенко, что Запад, как всегда, мухлюет: на словах грозиться растерзать, а на деле даже пошлепать не решается, опасаясь, как бы не переборщить. Ведь по его логике получается, что Батька, конечно,  сукин сын, но полезный сукин сын. Во всяком случае, с ним геополитическая ситуация ясна. А после него –  неопределенность. Так стоит ли рисковать?