Общественно-политический журнал

 

Who is Вазген Манукян?

Поразительно, но ситуация лобового противостояния Никола Пашиняна и армии, о которой рассказывал 26 февраля, спустя пол месяца остается в том же подвешенном состоянии. Начальник Генштаба Оник Гаспарян до сих пор не покинул своего поста вопреки указу премьера. А кандидатуру Артака Давтяна, предложенную на его замену, президент Армен Саркисян сегодня вернул с замечаниями. Ведь он был уже на этой должности в 2018-20 годах и подал в отставку после скандала, связанного с женитьбой сына во время короновируса. Кроме того, президент вчера обратился в Конституционный суд с просьбой рассмотреть решение об изгнании Гаспаряна на предмет его законности. Ибо эксперты усмотрели, что якобы самовольно премьер не может увольнять с этой должности пока служащему не исполнилось 65 лет.

Напомню, что давние трения военных с премьером начались еще до начала второй Карабахской войны и вспыхнули, превратились в огонь после разгрома в ней, когда стали выяснять, кто виноват в этом. Впрочем, напомню, что поводом для пикировок стало странное заявление Пашиняна оносительно использования российских ракет «Искандер» только на 10%, что вызвало недоумение в Москве и едкие комментарии со стороны военных. А 25 февраля Генштаб сделал заявление с требованем отставки премьера. Ну, а тот в свою очередь «уволил» его шефа, причем, уже дважды.

Причем все эти «пляски с саблями» происходят под шум улицы, не прекращающийся с даты подписания «позорного мира» (9 ноября). Публика, требующая смены власти, заблокировала верный Пашиняну парламент, перекрыв палатками ведущий к нему проспект Баграмяна. И периодически устраивает митинги и манифестации.

Столь продолжительная, колеблющаяся по накалу, но непрекращающаяся уличная активность вряд ли была возможна, если бы не вожаки. И они есть. Причем хорошо организованы. Речь идет о Движении за спасение Родины, объединящем около 20 партий и организаций, и возглавляемом Васгеном Манукяном. Именно он рассматривается как альтенатива Пашиняну. И самое время с ним поближе познакомиться.

Манукян – фигура колоритная и хорошо известная в Армении. И рассказывать о нем можно долго. Но если максимально коротко, то отмечу следующее. Ему уже 75, то есть на 30 лет старше своего соперинка. Васген – выходец из интеллигентной ереванской семьи ученых физико-математического профиля, по стопам которых пошел и сам. Учился в двух университета – Ереванском и МГУ, защитил кандидатскую, доцент, преподавал аж до 1990.

Но ученую тропу перебежала политическая одержимость. Еще в студенческие годы он стал активным борцом за развитие национальной культуры и демократии, реальное воплощение которых видел только в обретении независимости. При этом, будучи в Москве, попал под влияние ярких фигур многочисленной и влиятельной армянской диспоры. В самом МГУ он сколотил довольно большую компанию единомышленников, с которыми в апреле 1967 организовал беспрецедентную по численности (несколько тысяч) акцию по поводу геноцида армян у турецкого посольства. За что был отчислен из вуза. Это принесло ему известность, и вернувшись домой он уже стал фигурой столь заметной, что в 1974 создал клуб («Праздник переводчиков»), объединившим все сливки армянской интеллигенции и проповедников идей государственного обособления.

Имя Манукяна теснейшим образом связано с истоками Карабахского движения. Он стал координатором возникшего в 1988 комитета «Карабах» и за эту деятельность на 6 месяцев отметился в «Матросской тишине». Именно на основе комитета было создано «Армянское общественное движение», на волне которого он стал первым премьером независимой Армении (август 1990-сентябрь 1991), взяв на себя всю тежесть проблем, связанных с выходом из СССР и запуском реформ.

Однако, особую известность в истории страны он получил в качестве министра обороны (октябрь 1992-август 1993), в бытность которого состоялась блистательная победа Армении в Первой Карабахской войне. Примечательно в этом сюжете то, что летом 1992 положение в НК для армян было аховое: азербайджанцы заняли половину его территории. Конечно, успехи на фронте зависели от полководцев. Но именно с приходом Манукяна была создана сама основа - сформирована регулярная армянская армия, в том числе – и армия Карабаха. Процесс этот закончился к весне 1993, и вместе с ним в результате Капанской (декабрь 1992) и Карвачарской (апрель 1993) операций произошел перелом в войне.

В общем, в пику нынешнему пораженцу Пашиняну он выглядит живым контрастом. В отличие от нынешнего премьера, его популярность была столь велика, что на выбрах 1996 он выдивнулся в президенты. И разрыв с победившим тогда Тер-Петросяном  был невелик (около 42%). К тому же бытует версия, что в пользу последнего была фальсификация при подсчетах.

Впрочем, и вне власти Манукян сохранял заметный авторитет и роль в обществе на протяжении всего последнего десятилетия. Этот статус обеспечивал созданный  им в 2008 Общественный совет Армении, в котором он собрал культурную элиту страны – ученых, художников, общественников. По своему назначению он похож на соотвествующий орган при Путине. То есть должен давать советы власти. Но в отличие от России, Армения – республика не президентская, а парламентская. Поэтому их совет оказался равноудаленным от всех трех органов власти. И статус его был куда более весомым. 

Совет этот просуществовал до августа 2019. Однако, на замену ему Манукян основал клуб «Вернатун», состав и функции которого очень схожие. Благодаря этому, он обладает репутацией, в которой практически нет черных пятен, а сплошные дивиденды. И кроме возраста, в сравнении с Пашиняном – сплошные преимущества.

Так что шансы на его возвращение во власть весьма велики. Если, конечно, не найдутся за спиной более пронырливые.

Владимир Скрипов