Общественно-политический журнал

 

Россия сформировала резерв «зеленых человечков» для помощи Лукашенко

Президент России Владимир Путин сообщил, что сформировал резерв из сотрудников правоохранительных органов для помощи Белоруссии при необходимости, передает РИА Новости. Путин добавил, что необходимости в применении российских сил в Белоруссии пока нет. С этим согласны и в Минске, уточнил он.

Российские силы не будут использоваться до тех пор, пока экстремистские элементы в Белоруссии "не перейдут границ, не начнут разбой". Россия исходит из того, что все проблемы в Белоруссии будут решаться мирным путем, заявил Путин.

"У нас есть, конечно, обязательства перед Белоруссией. И Лукашенко так и поставил вопрос: он хотел бы, чтобы мы оказали ему при необходимости соответствующую помощь. Я сказал, что Россия исполнит все свои обязательства. Александр Григорьевич попросил меня сформировать определенный резерв из сотрудников правоохранительных органов, и я это сделал. Но мы договорились, что он не будет использован, пока ситуация не начнет выходить из-под контроля. И когда экстремистские — я хочу это подчеркнуть — элементы, прикрываясь политическими лозунгами, не перейдут определенную границу и не приступят просто к разбою. Не начнут поджигать машины, дома, банки, пытаться захватывать административные здания и так далее", — рассказал Путин.

17 августа на российских трассах Е95 и M1 были замечены несколько десятков грузовиков "Урал" и КамАЗ без номеров и опознавательных знаков, идентичных машинам Росгвардии, которые, предположительно, двигались в сторону границы с Белоруссией. Об этом пишет расследовательская группа Conflict Intelligence Team (CIT), которая проанализировала сообщения нескольких СМИ, а также записи с фотографиями и видео в соцсетях.

"Медиазона" нашла ещё два видео на YouTube. Оба опубликованы 16 августа. Первое снято на трассе М-1 в сторону Белоруссии: автор видит колонну из светло-серых КамАЗов и подчеркивает, что внутри них "вояки сидят", хотя качество съемки не позволяет это разобрать.

Возможно ли направить российских силовиков в Беларусь?

Координационный совет белорусской оппозиции заявил о недопустимости формирования на территории России или иного государства вооруженных группировок для использования на территории Беларуси. "Это противоречит международному праву и консолидированной позиции белорусского общества", - говорится в заявлении.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в четверг призвал все страны, включая Россию, не вмешиваться в происходящее в Беларуси. Кремль ранее обвинял в попытках вмешательства западные страны.

Российский президент не уточнил, к какому ведомству принадлежат силовики, которых могут направить в Беларусь, где уже больше двух недель продолжаются протесты.

Реальна ли такая перспектива? Препятствий фактически нет, говорят эксперты.

Алексей Макаркин, политолог, Москва:

"Как я понимаю, Россия исходит из того, что она в своем праве, потому что она признала Лукашенко президентом Беларуси. Кроме того, есть проблемы с интерпретацией документов ОДКБ [Организация Договора о коллективной безопасности]. Обычно они интерпретировались таким образом, что помощь может быть оказана в условиях внешнего нападения. Но посмотрели и решили интерпретировать так, что помощь может быть оказана и против внутреннего врага.

Если брать политическую составляющую, то Россия исходит из того, что если народ выходит на улицы и начинает занимать какие-то государственные здания и свергать власть, которая Россию устраивает, то за этим стоит внешний фактор - Запад.

Российская власть исходит из того, что Украину потеряли, а Беларусь потерять нельзя. Если потеряем - то это натовские танки и эскадрильи в непосредственной близости от Смоленска. Заявление Путина - это демонстрация для Запада: не вмешивайтесь. Причем вмешательство в России трактуется крайне широко".

Артем Шрайбман, политический аналитик, Минск:

"С точки зрения международного права все упирается в договоренности, которые есть у двух стран.

В рамках союзного государства задействовать по приглашению власти военную силу другого государства для "обеспечения безопасности", которое можно трактовать очень широко, в принципе они могут. Поскольку Путин признает Лукашенко легитимным президентом, эту просьбу он, как и в случае с [бывшим президентом Украины Виктором] Януковичем, он может обосновать.

Политическая составляющая здесь намного важнее, потому что международное право - это материя очень гибкая. С точки зрения политики Путин не только это сказал, он сказал несколько вещей, которые можно трактовать по-разному. Это и есть позиция России. Она не занимает сегодня однозначную пролукашенковскую или тем более антилукашенковскую позицию, давая каждой стороне толковать некоторые заявления в свою пользу.

Кроме того, Путин заметил, что российские силы не будут введены без того, чтобы в Беларуси начались какие-то погромы, поджоги, захваты административных зданий. Ничего этого нет и не было. Путин сказал, что Лукашенко должен прислушаться к людям, которые вышли на улицу, что он обещал запустить какой-то конституционный диалог.

Это повторение той же позиции, которую Россия занимает уже пару недель - она мягко находится на стороне действующей власти, но не обрубает себе пути к отступлению, если вдруг Лукашенко начнет терять рычаги контроля. Можно будет сослаться на то, что он не пошел на диалог.

Путин провел две красные черты - это вмешательство Запада или уличные беспорядки. С этим, по словам Путина, Россия мириться не будет.

Мы не знаем, это блеф, то есть просто попытка напугать Запад и мифических революционеров, или же это реально позиция России. Однозначных выводов о том, что Путин какую-то сторону занял, или позиция России меняется, я сделать не могу".

Федор Лукьянов, политолог, Москва:

"С точки зрения международного права тут никаких препятствий нет. Он оговорился: по просьбе Лукашенко.

Если законный президент, а Россия признает его таковым, обращается к союзнику, каковым является Россия, с просьбой оказать какую-либо помощь в сфере безопасности, это полностью соответствует правовому статусу отношений.

Вообще говоря, это именно политический сигнал. И он означает, что Россия уведомляет всех заинтересованных внутри Беларуси или вовне, что дальнейшее развитие событий там не может происходить без учета позиции и интересов России".