Общественно-политический журнал

 

Прежде «мусорный», или спекулятивный, рейтинг «Русснефти» теперь оказался в преддефолтной категории

Резкое падение цен на нефть из-за пандемии коронавируса и попытки Кремля повоевать за долю рынка с Саудовской Аравией может получить первую «жертву» внутри России.

Международное рейтинговое агентство Moody’s снизило с «Caa1-PD» до «Caa3-PD» рейтинг вероятности дефолта «Русснефти» - компании с добычей около 7,1 млн тонн в год, главным акционером которой с долей 60% является миллиардер Михаил Гуцериев.

Прежде «мусорный», или спекулятивный, рейтинг «Русснефти» теперь оказался в преддефолтной категории. Его текущее значение всего на 1 шаг выше уровня PDR, что, согласно методологии Moody’s, означает «частичный дефолт.

Понижение рейтинга «связано с возрастающей вероятностью дефолта» компании, включая возможную реструктуризацию долга, на горизонте 12-18 месяцев, говорится в релизе агентства.

На начало года у «Русснефти» было 1,19 млрд долларов долга и лишь 3 млрд рублей ликвидных активов на балансе. При средней цене нефти в 35 долларов за баррель компания, по оценке Moody’s, сгенерирует 10 млрд рублей операционного денежного потока, которого не хватит на обслуживание долга (7,2 млрд рублей), капиталовложения (19 млрд рублей) и выплату дивидендов по привилигированным акциями в размере 60 млн долларов.

По данным Moody’s, с конца прошлого года «Русснефти» не удалось договориться о привлечении финансирования, которое могло бы улучшить «трудное» положение компании с ликвидностью.

Крупнейшим кредитором «Русснефти» является банк ВТБ, которому компания должна перечислить по 91 млн долларов ежегодно в 2020-25 гг, а в 2026-м закрыть займ финальным платежом в размере 625 млн долларов.

По итогам первого полугодия «Русснефть» отчиталась о чистом убытке на сумму 18,66 млрд рублей по РСБУ против прибыли в 7,97 млрд рублей годом ранее.

Рейтинги компании учитывают ожидания, что кредитные метрики «значительно ухудшатся» в ближайшие 12-18 месяцев из-за падения цен на нефть и сокращения добычи в рамках пакте ОПЕК, а также ее высокой чувствительности к уровню нефтяных котировок и курсу рубля. Кроме того, у «Русснефти» присутствуют «повышенные риски корпоративного управления», связанные со значительным объемом сделок с другими компаниями семьи Гуцериевых, говорится в релизе Moody’s.

«РуссНефть» — российская нефтяная компания, основанная в 2002 году предпринимателем Михаилом Гуцериевым. Полное наименование — Публичное акционерное общество Нефтегазовая компания «РуссНефть». Штаб-квартира — в Москве. «Русснефть» входит в промышленно-финансовую группу «САФМАР».

«Русснефть» — единственная крупная нефтяная компания России, созданная не в ходе приватизации государственных нефтедобывающих предприятий в начале 1990-х, а в результате консолидации частных активов на сугубо рыночной основе. Компания была создана известным российским предпринимателем и общественным деятелем Михаилом Гуцериевым при финансовой поддержке крупной швейцарской трейдинговой компании Glencore.

Компания была основана в сентябре 2002 года. В течение четырёх лет в периметр компании вошли добывающие предприятия, расположенные в Западной Сибири, Ульяновской, Саратовской и Пензенской областях, Республики Удмуртии, Республики Коми. В 2006 году «Русснефть» стала вертикально-интегрированным нефтяным холдингом, приобретя ряд нефтеперерабатывающих заводов и сбытовых предприятий, расположенных в Оренбургской области и Краснодарском крае. «Русснефть» вошла число 10-ти крупнейших ВИНК России, добыча достигла 10 млн тонн, объём переработки составил 9 млн тонн.

В дальнейшем в целях повышения управления холдингом часть активов «Русснефти» были переданы другим компаниям М. Гуцериева — нефтеперерабатывающему холдингу «Фортеинвест» и НК «Нефтиса».

В декабре 2014 году в состав «РуссНефти» вошли два предприятия, расположенные в Западной Сибири — «Ханты-Мансийская нефтяная компания» и «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция».

Компания Михаила Гуцериева достаточно быстро вошла в десятку крупнейших нефтяных компаний России, однако уже в конце 2006 года началось её уголовное преследование.

Ряд экспертов называл среди причин преследования М. Гуцериева его отказ в 2006 году продать компанию «одной из госструктур за $1 млрд» — эта сумма показалась предпринимателю смехотворной. По некоторым данным, давление, оказываемое на «РуссНефть» и Михаила Гуцериева со стороны властных структур России, связано с его финансированием оппозиции действовавшему на тот момент президенту Ингушетии Мурату Зязикову.