Общественно-политический журнал

 

Иран, по всей видимости, сделал все, на что смог решиться - с угрожающим криком выстрелил в пустоту

Президент США Дональд Трамп утром в среду выступил с заявлением по поводу иранской ракетной атаки по военным базам в Ираке, на которых размещены военнослужащие коалиции, возглавляемой США.

«Пока я президент США, Ирану не будет позволено иметь ядерное оружие», – сказал Трамп в начале своего обращения.

Далее президент подчеркнул: «Американский народ должен быть чрезвычайно благодарен и счастлив: ни один американец не пострадал прошлой ночью в результате атаки со стороны иранского режима. Мы не понесли потерь, все наши солдаты находятся в безопасности, и нашим военным базам причинен лишь минимальный ущерб».

В этой связи президент высоко оценил работу разведки и систем оповещения.

«Наши замечательные американские войска готовы ко всему. Иран, похоже, отступает, и это хорошо для всех вовлеченных сторон и очень хорошо для мира», – продолжал президент.

«Слишком долго – все время, начиная, чтобы быть точным, с 1979 года, – страны мира терпят деструктивное и дестабилизирующее поведение Ирана на Ближнем Востоке и за его пределами,– констатировал президент. – Эти дни остались позади. Иран является главным спонсором терроризма, и его стремление обзавестись ядерным оружием угрожает цивилизованному миру. Мы никогда этого не допустим».

«Недавно мы предприняли решительные действия», – сказал Трамп, имея в виду устранение генерала Сулеймани.

Президент подробно охарактеризовал террористический характер деятельности Сулеймани. В этой связи Трамп напомнил о проведенной ранее операции по устранению главы ИГ аль-Багдади.

Президент заявил, что пришло время, когда и другим державам, в частности, Великобритании, Германии, Франции, Китаю и России пришло время сыграть активную роль в решении проблем, связанных с Ираном.

В этом контексте Трамп вновь подверг критике ядерное соглашение, ранее заключенное с Ираном.

Касаясь дальнейшего развития событий на Ближнем Востоке, Трамп сказал, что Иран, по-видимому, отступает.

При этом президент подчеркнул, что в случае изменения поведения Ирана, перед иранским народом и государством откроется будущее, преисполненное процветания.

Напомним, что ранее Иран выпустил ракеты в ответ на операцию, осуществленную американскими военными на прошлой неделе, в ходе которой был убит иранский генерал Касем Сулеймани.

«Все хорошо! Из Ирана были выпущены ракеты по двум военным базам в Ираке. Сейчас ведется оценка жертв и ущерба. Все идет нормально! Я сделаю заявление завтра утром», – написал Трамп в «Твиттере » во вторник.

По данным западных стран, чьи военнослужащие размещены на подвергшихся обстрелам базах, в результате атаки никто не пострадал. Иранская сторона говорит о 80 погибших.

Конфликт исчерпан, война не исключена

После обмена ударами и заявлениями между Ираном и США специалисты по Ближнему Востоку приходят к выводу, что на этом фаза конфликта между США и Ираном, связанная с убийством Сулеймани, закончится - но стороны продолжат сползать к большой войне.

"У американцев совсем нет необходимости отвечать на такой удар. У Ирана же и так силы на пределе, потому что он участвует в войнах по всему региону, и он и не собирался идти на большую эскалацию", - согласна эксперт по Ближнему Востоку и региональным конфликтам из Кембриджского университета Лидия Уилсон.

Помимо заявлений политиков, на нежелание Ирана повышать градус конфликта, по мнению комментаторов, указывает и то, что удар, по всей видимости, был нанесен так, чтобы по возможности избежать жертв.

Премьер-министр Ирака Адиль Абдул-Махди в среду сказал, что иранцы перед самым обстрелом предупредили Ирак, что будут стрелять по местам дислокации американцев - правда, по словам премьера, не уточнили, по каким.

Затем телекомпания CNN со ссылкой на дипломатические и военные источники сообщила, что иракцы тут же рассказали об этом американцам.

"Очень тщательно откалиброванный ответ со стороны Ирана. Это не был удар с целью нанести ущерб, это была в гораздо большей мере символическая атака", - считает Лидия Уилсон.

В то же время, даже если столкновения непосредственно между военными США и Ирана не будет, конфликт может продолжаться и разрастаться в виде столкновений между американцами и многочисленными проиранскими шиитскими вооруженными группировками в регионе.

"Вряд ли политика Ирана изменится: он продолжит добиваться своих целей в регионе, в том числе ухода американских сил из Ирака. Убийство Сулеймани ослабило позиции США в Ираке. Но прелюдией к этому кризису был ракетный обстрел баз США () со стороны клиентов Ирана, местного шиитского ополчения", - напоминает обозреватель Би-би-си Джонатан Маркус.

По меньшей мере две такие группировки в среду объявили, что начинают войну против американцев.

Министр иностранных Ирана Мохаммад Джавад Зариф в интервью на этой неделе говорил, что Тегеран не может контролировать "возмущенных людей по всему региону".

Президент Ирана Хасан Роухани, выступая в среду перед правительством, заявил: "Я думаю, главный ответ Соединенным Штатам должны дать народы региона: американцы отрубили руку нашему дорогому генералу Сулеймани, в ответ же Америке подрубят ноги в регионе".

Даже если этот скачок напряжения спадет, общая угроза большого конфликта между Ираном и США никуда не исчезнет, напоминают специалисты по региону.

"Очень и очень серьезная угроза войны сохраняется. Даже если это и начало конца кризиса, вызванного убийством Сулеймани, в долгосрочной перспективе Иран и США продолжат сползать к войне, и этот процесс не остановится, если не будет переговоров, которые приведут к какому-нибудь политическому соглашению", - считает Джереми Боуэн.

В 2015 году, когда было подписано соглашение о ядерной программе Ирана, казалось, что стороны сделали шаг в сторону разрядки. Но затем президентом США стал Трамп, в 2018 году он вышел из "иранской ядерной сделки", и с тех пор конфликт все разрастается и разрастается.

В среду Трамп в очередной раз раскритиковал ядерную сделку с Ираном от 2015 года и призвал остальных участников - Британию, Германию, Францию, Россию и Китай - тоже выйти из нее и добиваться новых договоренностей о ядерной программе Ирана.

С другой стороны, об угрозе и даже неизбежности войны между Ираном и США (а также Израилем) говорят все сорок лет, что прошли после исламской революции в Иране.