Общественно-политический журнал

 

Деятельность России по распространению дезинформации продолжается и сегодня

В США считают, что российские усилия по распространению дезинформации не только не прекратились, но могут усилиться в преддверии выборов 2020 года

Бывший заместитель госсекретаря по вопросам публичной дипломатии в администрации Барака Обамы Ричард Стенгел считает, что администрация предыдущего президента была недостаточно оперативной в реагировании на российскую дезинформацию и попытки вмешательства в президентские выборы 2016 года.

После аннексии Россией Крыма последовал вброс невероятного количества российской дезинформации против Украины, действия петербургского «Агентства интернет-исследований» (ставшего известным как «Фабрика троллей») стали шаблоном и для российского вмешательства в США в 2016 году, – сказал Ричард Стенгел во время презентации своей книги «Информационные войны. Как мы проиграли глобальную битву против дезинформации, и как нам следует действовать в дальнейшем» (Information Wars: How We Lost the Global Battle Against Disinformation & What We Can Do About It).

Выступая в вашингтонском офисе Атлантического Совета в среду, 17 октября, он отметил: «Мы видели, что “Агентство интернет-исследований” делало в Украине, но никто не думал, что они будут делать все это и здесь». По мнению Ричарда Стенгела, США оказались уязвимы для скрытого распространения российской дезинформации и онлайн-манипулирования не только вследствие ограничений демократического общества и нерасторопности государственной бюрократии, но и из-за хорошо замаскированной тактики российских «интернет-троллей».

«Российская дезинформация была скрыта. Мы просто ее не видели, – отметил Ричард Стенгел, добавив, что распространение дезинформации через фейковые американские аккаунты оказалось эффективной стратегией, так как «мало, кто мог догадаться о том, откуда на самом деле распространялась информация без того, чтобы посмотреть на IP-адреса». Бывший заместитель госсекретаря также привел несколько примеров распространяемых российскими интернет-троллями ложных утверждений в то время.

«В Украине они могли распространять информацию о том, что за протестами на Майдане стояли нацисты, а во время избирательного цикла в США – начать говорить афроамериканским избирателям, что им бесполезно голосовать, так как правительству нет до них дела. Или начать заявлять, что Хиллари Клинтон вовлечена в секс-торговлю детьми через пиццерию в Вашингтоне.

Это все совершенно ложные утверждения», – говорит Ричард Стенгел, по словам которого распространение российской дезинформации в США продолжается и сегодня.

«Отчет Комитета Сената США по разведке, вышедший на прошлой неделе, говорит о том, что они увеличили распространение дезинформации с 2016 года», – сослался бывший заместитель госсекретаря на опубликованный в среду, 9 октября, 85-страничный доклад американских сенаторов. Это второй опубликованный Комитетом отчет, который является результатом двухлетнего расследования. В докладе сенаторы от обеих партий приходят к выводу, что российское вмешательство в американские выборы 2016 года было частью более широкой информационной кампании, «направленной на то, чтобы посеять раздор в американской политике и обществе», а «Агентство интернет-исследований», находясь под руководством высших эшелонов российской власти, «стремилось повлиять на президентские выборы 2016 года в США, нанося под руководством Кремля ущерб шансам Хиллари Клинтон на успех и поддерживая Дональда Трампа». «Несмотря на отрицание Москвы, руководство и финансовое участие российского олигарха Евгения Пригожина, а также его тесные связи с высокопоставленными чиновниками российского правительства, включая президента Владимира Путина, указывают на значительную поддержку, одобрение и руководство операциями и выбор целей для “Агентства интернет-исследований” со стороны Кремля», – говориться в отчете.

Евгений Пригожин и 12 сотрудников «фабрики троллей» были официально обвинены правительством США в июле прошлого года во вмешательстве в президентские выборы 2016 года.

В своих заключениях, сенаторы Комитета также подчеркивают, что активность «Агентства интернет-исследований» не снизилась, а увеличилась после выборов 2016 года. Значительный всплеск активности, как отмечается в отчете, произошел в Instagram, Facebook, Twitter и YouTube. Деятельность России по распространению дезинформации, говорится в отчете, продолжается и сегодня, и в США ведется работа по ее выявлению. Сенаторы также предупреждают, что опасность попыток иностранного вмешательства в президентские выборы 2020 года существует, призывают администрацию президента принять советующие меры, а кандидатов на предстоящих выборах и других общественных деятелей тщательно изучать источники информации, прежде чем делиться ею в социальных сетях.

Среди ряда других мер сенаторы также отмечают необходимость лучшей координации и обмена информацией между технологическими компаниями и государственными органами. «Поскольку нам предстоят выборы 2020 года, я не ожидаю, что операции по распространению дезинформации со стороны России прекратятся», – говорит Грэм Бруки, директор занимающейся исследованием дезинформации «Лаборатории цифровых криминалистических исследований» Атлантического совета. «Также, с 2016 года мы наблюдаем, что тактика распространения российской дезинформации усложняется, и ее становится все труднее отслеживать. И так как ее стало сложнее выявить, то мой прогноз на 2020 год таков – если Россия захочет, чтобы мы знали о ее вмешательстве в наши выборы, то мы это узнаем, а если нет – то они изменят свою тактику для сокрытия своих целей», – добавляет эксперт.

Что касается опубликованного отчета Сенатского Комитета США по разведке, то, как подчеркивает Грэм Бруки, хотя положения этого доклада во многом уже известны и изучены рядом организаций и журналистами, важно, что данные выводы поддержаны сенаторами от обеих партий.

«Важно, чтобы опубликованный отчет был двухпартийным. Подобная оценка не была таковой в 2016 году, что ослабило реакцию США», – отмечает эксперт, добавив, что, помимо двухпартийной поддержки со стороны Конгресса, важно и активное признание проблемы со стороны администрации президента Трампа.

«Важно, чтобы Министерство внутренней безопасности США назвало инфраструктуру выборов критически важной, что позволит обеспечить больше защитных мер, чем было в 2016 году», – добавляет Грэм Бруки, по словам которого проблема распространения дезинформации является, однако, более обширной.

«Мы должны понимать, что дезинформация со стороны иностранных стран направлена на то, чтобы усугубить уже существующие разногласия в нашей демократии. Она не начинается и не заканчивается со днем выборов», – подчеркивает эксперт.

Эксперты отмечают, что решить проблему распространения дезинформации достаточно сложно. Среди мер, которые позволили бы ей противодействовать, можно выделить усиление мониторинга и ответственности техкомпаний за распространение дезинформации на своих платформах, улучшение координации между государственным и частными секторами, а также повышение медиаграмотности в обществе.

Валерия Егисман