Общественно-политический журнал

 

Стратегия Северной Кореи: критиковать всех, кроме Трампа. Россия ведет себя также

Северная Корея обрушилась с критикой на высокопоставленных сотрудников Белого дома в связи с застопорившимися переговорами с США. Но один человек остается вне критики Пхеньяна – Дональд Трамп.

Такой подход отражает явное предпочтение Северной Кореи вести переговоры напрямую с Трампом, который занимает более примирительную позицию в отношении диалога по ядерной тематике, чем многие его помощники.

Возможно, речь также идет о тщательно спланированных усилиях Северной Кореи по усилению давления на США без полного срыва переговоров.

«Они хорошо понимают, где проводить черту, – говорит эксперт по восточноазиатской политике в Центре Стимсона Дэвид Ким. – Пока они не критикуют Трампа, все будет в порядке».

За последние недели Северная Корея «прошлась» по многим другим американским чиновникам.

Пхеньян: Помпео «несет вздор»

На прошлой неделе, после объявления об успешном испытании «управляемого тактического оружия», северокорейские государственные СМИ ополчились на госсекретаря США Майка Помпео.

Помпео «несет вздор» и «сочиняет истории, как писатель», – заявило официальное информагентство ЦТАК со ссылкой на представителя МИД КНДР.

«Всякий раз, когда в переговоры сует свой нос Помпео, они идут не в том направлении», – заявил чиновник, призвавший исключить госсекретаря из переговорной группы.

Северная Корея явно осталась недовольна недавними слушаниями в Сенате, на которых Помпео согласился с характеристикой Ким Чен Ына как «тирана».

Пхеньян также обвинил Помпео в выдвижении необоснованных требований, связанных с денуклеаризацией, на встречах со своими северокорейскими коллегами.

Помпео не придал большого значения этим заявлениям, сказав на прошлой неделе, что он «по-прежнему во главе» делегации, ведущей переговоры с Северной Кореей.

Северная Корея: Болтон «недальновиден»

Советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон, которого Северная Корея когда-то называла «подонком» и «кровопийцей», также удостоился внимания ЦТАК на прошлой неделе.

«Мне кажется, что он недальновиден, – заявил представитель МИД КНДР о Болтоне, который носит очки. – Мы никогда не ждали от советника Болтона какого-то разумного замечания».

Болтон, который работал с Северной Кореей во время администрации Джорджа Буша-младшего, считается одним из главных вашингтонских «ястребов», в том, что касается Северной Кореи.

За месяц до прихода в администрацию Трампа в прошлом году Болтон написал статью для Wall Street Journal под заголовком «Аргументы в пользу первого удара по Северной Корее».

Болтон также разозлил Северную Корею, предложив ей последовать примеру Ливии и передать всю свою ядерную программу в одностороннем порядке.

Ливийский лидер Муаммар Каддафи отказался от своей ядерной программы в начале 2000-х. Он был убит протестующими во время поддержанного НАТО восстания против его правления в 2011 году.

«Отличные» отношения Трампа и Ким Чен Ына

В противовес комментаниям по поводу Помпео и Болтона Северная Корея всячески подчеркивает дружеские отношения Трампа и Ким Чен Ына.

Сложившееся взаимопонимание между Трампом и Ким Чен Ыном по-прежнему «удивительно прекрасно», заявила в марте высокопоставленный северокорейский дипломат Чхве Сон Хи.

Трамп и северокорейский лидер не всегда относились друг к другу дружелюбно. В 2017 году Трамп назвал Ким Чен Ына «маленьким ракетчиком» и пригрозил «полностью уничтожить Северную Корею» на фоне неоднократных ядерных и ракетных испытаний, которые проводил Пхеньян. В ответ Ким Чен Ын пригрозил ядерной войной и назвал Трампа «старым маразматиком».

Теперь Трамп настаивает, что его дружеские отношения с Ким Чен Ыном могут стать ключом, с помощью которого удастся убедить молодого северокорейского лидера отказаться от ядерного оружия.

«Мы влюбились», – сказал Трамп в прошлом году, рассказывая о «прекрасных письмах», которыми он обменивался с Ким Чен Ыном.

По мнению аналитиков, учитывая более мягкий подход Трампа, Северная Корея, вероятно, считает, что она может заключить более выгодную сделку, если будет вести переговоры напрямую с президентом США.

«Они все еще доверяют президенту Трампу, – говорит Ким Чжон Хён, профессор южнокорейского Глобального университета Хандон. – Поэтому они пытаются отделить его от его аппарата».

Трамп перевешивает «ястребов»

Было несколько случаев, когда Трамп не соглашался со своими более «ястребиными» помощниками или даже отменял выработанную ими политику в отношении Северной Кореи.

Например, хотя Болтон и некоторые высокопоставленные сотрудники Госдепартамента говорят о сроках, в течение которых Северная Корея должна отказаться от своего ядерного оружия, Трамп регулярно настаивает на том, что он «не спешит».

Трамп пересилил некоторых из его главных советников, включая бывшего министра обороны Джима Мэттиса, когда принял решение приостановить масштабные военные учения с Южной Кореей.

В марте, после того как министерство финансов США объявило о санкциях против двух китайских судоходных компаний в связи с поставками грузов в Северную Корею, Трамп резко отменил это решение. Днем ранее Болтон публично расхвалил эти санкции в Твиттере.

Объясняя отмену санкций, пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс сказала: «Президенту Трампу нравится председатель Ким, и он не считает, что эти санкции будут необходимы».

Что же дальше?

Хотя Трамп и Ким Чен Ын больше не оскорбляют друг друга, переговоры по-прежнему не выходят из тупика.

Несмотря на два саммита с участием Трампа и Ким Чен Ына представители США признают, что им не удается прийти к соглашению о том, что следует понимать под денуклеаризацией.

Учитывая столь фундаментальные разногласия, неочевидно, что только лишь личная дипломатия может спасти переговоры. При этом, похоже, обе стороны ужесточают свои позиции.

Трамп говорит, что он не готов ослаблять санкции, если Северная Корея не согласится полностью свернуть свою ядерную программу. Пхеньян предложил лишь частичный демонтаж ядерной программы в обмен на отмену большинства санкций ООН.

В своем выступлении ранее в этом месяце северокорейский лидер сказал, что он открыт для третьего саммита с Трампом. Однако при этом он заявил, что у США есть время до конца года, чтобы изменить свой подход.