Общественно-политический журнал

 

Росстат перестал оперировать фактами и перешел на суммирование иллюзий

Государственная макростатистика в России продолжает все дальше отрываться от независимых оценок, основанных на прямых опросах предпринимателей из реального сектора.

В то время как индикаторы деловой активности от Markit показывают сокращение производства три месяца подряд и массовые жалобы предприятий на падающий спрос, Росстат отчитывается об ускорении промышленности до максимумов с начала года.

В июле, по данным ведомства, российская промышленность выросла на 3,9% в годовом выражении и на 0,3% по сравнению с июнем.

В сырьевом секторе рост ускорился до 3,2%. После того, как сделка с ОПЕК была частично свернута, нефтяники нарастили добычу на 2,4%. Газа было извлечено из недр на 5,4% больше, чем год назад, а угля - на 5,3% больше.

В обрабатывающем сегменте рост ускорился более чем вдвое - с 2,2% в июне до 4,6% в июле.

Данные Росстата драматичным образом расходятся с опросами предприятий, которые свидетельствуют о спаде, говорит директор аналитического департамента "Локо-Инвест" Кирилл Тремасов.

В июле индекс деловой активности (PMI), оценивающий объемы производства, число занятых и количество заказов, упал с 49,5 до 48,1 пункта и в третий раз с начала года оказался ниже черты в 50 баллов, отделяющей рост от сжатия.

Обвал индикатора - на 3,2 пункта за квартал - стал рекордным с зимы 2015 года, а его текущее значение - оказалось минимальным с апреля 2016-го.

Опрос, в котором участвовали более 1,5 тысяч представителей бизнеса, показал, что операционная среда в промышленном секторе деградирует с максимальной более чем за два года скоростью - впервые с весны 2016-го опрос показал снижение выпуска промышленной продукции.

Промышленники жаловались на сокращение спроса - как внутреннего, так и внешнего: объемы заказов на экспорт упали впервые с начала 2018 года. Объемы нового бизнеса в производстве товаров в минусе второй месяц подряд, а скорость, по данным Markit, стала обвала максимальной с мая 2015 года.

Разрыв показателей может объясняться учетом оборонной продукции: в частности, на 84% подскочило производство спецодежды, на 10,9% - радиолокационной аппаратуры, существенно вырос выпуск "прочих транспортных средств", к которым с 2016 года Росстат относит в том числе и танки.

Кроме того, Росстат использует метод дефлятирования, который должен оценивать реальные изменения показателей по неоднородной продукции: объемы считаются в деньгах, а не в физическом объеме.

Это "позволяет легко сдвигать реальные показатели на несколько десятых в любую сторону", объясняет Тремасов, добавляя, что информации о том, как Росстат считает дефляторы, в открытом доступе нет.