Общественно-политический журнал

 

Есть два вопроса, по которым взгляды Болтона и Трампа, по-видимому, резко расходятся

Выбрав Джона Болтона на должность советника по национальной безопасности, Дональд Трамп, похоже, нашел того, кто разделяет его взгляды на основные проблемы. В их числе соглашение с Ираном, необходимость остановить ядерную программу КНДР и внешняя политика по принципу "Америка прежде всего". Однако по некоторым вопросам у Болтона и Трампа могут появиться разногласия, пишет The Wall Street Journal.

Автор статьи Нэнси Юссеф подробно рассматривает биографию Болтона. "История его работы в Вашингтоне начинается с администрации Рональда Рейгана: он был сотрудником Агентства по международному развитию, а затем заместителем министра юстиции", - рассказывает журналистка.

При Джордже Буше-старшем он перешел в Госдепартамент, где был помощником госсекретаря по делам международных организаций. При Буше-младшем он стал заместителем госсекретаря по контролю за вооружениями и международной безопасности. "В 2005 году решение Буша назначить Болтона своим представителем в ООН вызвало яростный протест со стороны бывших дипломатов и демократов - Болтон называл международную организацию ненужной. Конгресс в итоге заблокировал его утверждение в должности, вынудив Болтона уйти", - говорится в статье.

В период администрации Билла Клинтона Болтон работал в юридической фирме и был старшим вице-президентом консервативного аналитического центра Американский институт предпринимательства. В 2007 году вышла его книга: "Капитуляция - не выход: защищая Америку в ООН и на международной арене". "В последнее время Болтон был комментатором на Fox News - телеканале, который президент регулярно смотрит", - пишет Юссеф.

Болтон выступал за упреждающие военные действия против Ирана и Северной Кореи за их попытки развивать программы ядерных вооружений. В прошлом году он яростно критиковал ядерную сделку с Ираном. "Во всем соглашении не только отражается политика умиротворения - во многих конкретных положениях дипломатия президента Обамы выработала слабый, двусмысленный и запутанный язык. Эти просчеты при составлении документа создали огромные лазейки, и Иран теперь проводит свою ракетную и ядерную программы прямо через них", - писал Болтон в феврале 2017 в The Wall Street Journal ("Договор по СНВ Трампа может оказаться лучше, чем договор Обамы").

"Есть два вопроса, по которым взгляды Болтона и Трампа, по-видимому, резко расходятся, - сообщает газета. - В администрации Джорджа Буша-младшего Болтон, на тот момент заместитель госсекретаря по контролю за вооружениями, твердо поддерживал вторжение в Ирак, отстаивая ныне развенчанное мнение о том, что у режима Саддама Хусейна есть оружие массового уничтожения. Трамп осудил вторжение как ошибку".

"Другая область потенциальных разногласий - подход к России. Трамп заявлял, что хочет улучшить отношения и ослабить напряженность между двумя странами. Однако Болтон относится к России с глубоким недоверием", - пишет журналистка.

В феврале Болтон заявил, что обвинение 13 россиян во вмешательстве в выборы открывает для Трампа возможность ужесточить подход к России. По поводу отравления бывшего российского шпиона и его дочери Болтон написал в Twitter, что США и их союзникам следует принять "серьезные меры в ответ на использование [русскими] химического оружия для отравления российского двойного агента в Британии".

В четверг в интервью Fox News Болтон отказался рассказать, как будет консультировать Трампа по вопросу отношений с Путиным. "Я не думаю, что уместно говорить вам, каковы будут мои рекомендации. У меня свои взгляды. Я уверен, что у меня будет возможность ясно высказать их президенту", - сказал он.

Личные отношения Макмастера с президентом - ключевой фактор политического выживания в Белом доме - по некоторым сведениям, уже несколько месяцев были более чем напряженными. Если у них вообще когда-либо были личные отношения.

Макмастер, один из последних представителей умеренных сил в правительстве США, в последнее время часто вступал в открытый спор с Трампом - причем, разногласия касались не только политического стиля, но и таких существенных вопросов как отношения с Ираном или Россией. Макмастер был сторонником сохранения атомного соглашения с Тегераном и жесткой линии поведения с Москвой.

Замечание Макмастера на Мюнхенской конференции по безопасности о том, что Россия, несомненно, вмешалась в президентские выборы в США, вызвало возмущенный комментарий его шефа в Twitter и, вероятно, ознаменовало начало конца пребывания Макмастера в его должности. Его будет многим не хватать - как сенаторам, так и американским дипломатам, которые считали его заслуживающим доверия официальным лицом и собеседником, несмотря на то, что Макмастер со всей очевидностью относился к лагерю "ястребов".

Макмастер - как и его преемник Джон Болтон - публично рассуждал о возможности "превентивного удара" по Северной Корее. Но в отличие от Болтона, его нельзя было обвинить в безрассудстве или отнести к числу разжигателей войны.

Именно эти две качества очень точно характеризуют Болтона - и, как показывают следующие примеры, подобную репутацию он заслужил недаром. Болтон был горячим сторонником катастрофического решения президента Джорджа Буша о начале военной операции в Ираке. А краткое пребывание Болтона на посту постоянного представителя США при ООН - должность, на которую его, к тому же, не утвердил Сенат США, - ознаменовалось проявлением неприкрытой враждебности по отношению к Организации Объединенных Наций. С декабря 2017 года, когда в газете The Wall Street Journal вышла его статья под заголовком "Как перекрыть кислород ООН", позиция Болтона по этому вопросу не изменилась.

Болтон является приверженцем жесткого внешнеполитического курса в отношении Тегерана - он неоднократно требовал смены политического режима Ирана. Показательно, что еще три года назад он написал для газеты The New York Times гостевой комментарий под заголовком "Чтобы не дать Ирану создать бомбу, нужно разбомбить Иран". А два месяца назад на страницах The Wall Street Journal Болтон призвал Трампа расторгнуть международное соглашение с Ираном, назвав его "дипломатическим Ватерлоо", которое "не принесет никакого решения". В той же статье он снова выступил за смену политического режима в Иране.

Назначение Болтона на пост советника по нацбезопасности непосредственно перед принятием нового решения Дональда Трампа по ядерной сделке с Ираном не сулит ничего хорошего для будущего этого соглашения, сохранить которое европейцы - и не только они - пытаются всеми дипломатическими способами.

Представитель Кремля не стал комментировать личные качества Болтона

Отвечая на просьбу журналистов прокомментировать назначение помощником президента США по национальной безопасности Джона Болтона, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заметил, что «это право президента США» и назвал назначение «не нашим вопросом».

«Мы надеемся, что в руководстве США будет больше людей, которые смогут абстрагироваться от той волны русофобии, которая захлестнула сейчас многие страны, включая США», – добавил Песков.

Представитель Кремля не стал комментировать личные качества Болтона, отметив, что «это было бы некорректно».