Общественно-политический журнал

 

Система российских спецслужб в полной мере восстановилась в соответствии с образцами середины тридцатых годов

Людей действительно "жгли" электрошокерами. ФСБ призналось в этом после начала Следственным комитетом проверки ("дела анархистов" - серии задержаний молодых людей в Пензе и Санкт-Петербурге по подозрению в причастности к террористической организации "Сеть". - Ред.). Задержанные анархисты, один из которых уже попросил убежище в Финляндии, якобы оказывали сопротивление. Суд, если он все же будет, наверняка будет на стороне ФСБ, несмотря на то, что характер полученных травм указывает систематические пытки.

После историй, вроде изнасилования задержанного бутылкой из-под шампанского в казанском отделе полиции "Дальний" и других резонансных скандалов такого рода, никого в России уже не удивишь немотивированным насилием со стороны правоохранительных органов. И эти люди раз за разом подтверждают свою репутацию. Взять хотя бы Рустама Клычева, совсем недавно погибшего в отделении полиции в Санкт-Петербурге. Садисты в погонах - весьма распространенный мем в российских соцсетях.

Вопреки крикам представителей власти никто не пытается "мазать черной краской" всех сотрудников полиции. Просто разумные граждане понимают, что попасть в сферу профессиональных интересов полицейских - опасно для жизни. Никогда не знаешь, на кого ты нарвешься, на честного участкового или убийцу в погонах.

Теперь это правило с нижних этажей правоохранительной системы поднялось до "высших каст", то есть ФСБ. Раньше оппозиция и правозащитники критиковали сотрудников этого ведомства за психологическое давление, незаконные задержания, незаконные прослушки, прикармливание разного рода криминала и натравливание его на противников действующего режима. Теперь же сотрудники ФСБ оказываются никакой не элитой, стоящей на страже нашей Родины, а такими же заплечных дел мастерами, как их коллеги из полиции.

Благодаря конфликту Следственного комитета с Лубянкой в Санкт-Петербурге началась проверка, и очень быстро выяснилось, что электрошокер к задержанным анархистам и правда применялся. Сотрудники ФСБ, конечно, отрицают, что речь идет о пытках, но многочисленные свидетельства в СМИ и заявление членов Общественной наблюдательной комиссии Петербурга не оставляют сомнений.

Можно констатировать, что система российских спецслужб в полной мере восстановилась в соответствии с образцами середины тридцатых годов двадцатого века. Все основные функции того времени есть и у современных "чекистов".

Их обвиняют, как сейчас Великобритания, в том, что они находят эмигрантов из России за рубежом и ликвидируют их. В случае, если повторное расследование обстоятельств смерти Бориса Березовского даст основания полагать, что его убили, аналогия с покушением на Льва Троцкого в 1940 году будет полной. Кстати, накануне смерти этот бывший советский нарком и борец за мировую революцию выпустил статью "Сверхборджиа в Кремле", обвинявшую Иосифа Сталина в отправлении Владимира Ленина.

Как стало ясно на примере якобы раскрытого ФСБ тайного сообщества анархистов "Сеть", а ранее - на примере расследования сообщества сторонников блогера Вячеслава Мальцева "Артподготовка", российские спецслужбы фальсифицируют дела о подготовке к государственному перевороту - как поступали и их предшественники. И признания по этим делам, похоже, выбивают из задержанных при помощи пыток.

Единственное, чего пока не хватает для полного сходства - это по настоящему массовых репрессий, как в СССР во второй половине 1930-х годов двадцатого века. Как любят оптимистично говорить российские правозащитники и оппозиционеры, а равно и сторонники власти: "У нас все же не 37-й год!".

Конечно, в России идет год 2018-й от Рождества Христова, а не 1937-й - тут нет никаких сомнений. Таких массовых репрессий, наверное, сейчас и не организуешь. И народ пошел не тот, да и "чекисты" все же изменились, как бы старательно они не работали над собой в последние годы, чтоб стать достойными своих предшественников.

Однако что означают сотни разоблаченных шпионов и иностранных агентов, десятки предотвращенных терактов, сотни человек, каждый год получающих уголовные сроки за лайки и репосты в соцсетях? Репрессии ли это - и можно ли их назвать достаточно массовыми? А если нет, то как быстро можно перейти к действительно массовым? И главное, что мешает российским властям и спецслужбам это сделать?

Судя по публичной реакции на так называемое "дело анархистов", мешает разве что отсутствие необходимых ресурсов. Препятствие в виде возможных протестов или отказа сотрудников правоохранительных органов нарушать закон, судя по всему, за последние десятилетия успешно устранено. Так что все мы в руках ФСБ и зависим от доброй воли наших доблестных спецслужб, потому что при наличии в арсенале следствия пыток в попытке госпереворота может признаться практически любой человек - просто хватай случайных прохожих и фабрикуй дело, чтобы звездочку побольше на погоны прикрутить.

Иван Преображенский