Общественно-политический журнал

 

Титушня в законе, украинский вариант российского «казачества»

В конце января в Киеве около 600 молодых людей в серой камуфляжной форме с нашивками "Национальная дружина" (НД), многие со скрытыми лицами, прошли маршем по Крещатику к Киевской крепости у станции метро "Арсенальная". Здесь они приняли присягу на "верность украинской нации". Кто они и почему одни комментаторы называют их "настоящими патриотами", а другие сравнивают с "титушками" – проплаченными гопниками, избивавшими участников Майдана?

Действо было приурочено к 100-й годовщине битвы под Крутами (железнодорожная станция в 130 километрах от Киева) между четырехтысячной большевистской армией Михаила Муравьева и отрядом из 400 киевских студентов и бойцов свободного казачества.

Присягу у новых членов "Национальных дружин" принимал бывший командир добровольческого полка "Азов", лидер партии "Национальный корпус" Андрей Билецкий. Он убежден, что молодые ребята, которые прошли войну в Донбассе, вступают именно в ряды НД, а не полиции или Службы безопасности Украины, поскольку не верят правоохранительным органам и не видят их эффективности. Своей целью члены "Национальных дружин" называют обеспечение порядка на улицах украинских городов.

Воскресный марш "дружинников" и принятие их новыми членами присяги вызвали бурную, в основном негативную реакцию в СМИ и социальных сетях. Там сравнивали громко заявившую о себе праворадикальную организацию со "штурмовыми отрядами" нацистской Германии, с советскими "добровольными народными дружинами", с расформированным после Майдана спецподразделением МВД "Беркут" и даже с "титушками", нанятыми четыре года назад представителями правившей тогда Партии регионов для расправы с протестующими в центре Киева. В украинском обществе развернулись дискуссии о реальных целях "Национальных дружин". Звучат опасения: не будет ли использована эта организация для борьбы с несогласными и реализации радикального сценария смены власти в стране?

Юридически "Национальные дружины" являются отдельной организацией, но принадлежат к движению "Азов". Возглавляет НД экс-командир одноименного добровольческого батальона Игорь Михайленко, позывной "Черкасс". Костяк организации, которая, как выяснилось, действует уже год и имеет отделения в 18 регионах страны, составляют бывшие участники боевых действий в Донбассе и "патриотическая молодежь". Общее количество членов – около тысячи человек. По словам Михайленко, в последнее время было несколько случаев в Днепре, Ивано-Франковске и Киеве, когда активисты НД задерживали воров или продавцов наркотиков и передавали их полиции. "Своим присутствием на улицах украинских городов мы показываем, что места для преступности нет", – заявляет руководитель НД.

До марша по Крещатику, говорят "дружинники", их деятельностью никто не интересовался. Известно, что члены организации помогали в Донбассе жителям Авдеевки продуктами и теплыми вещами во время прошлогодних обстрелов со стороны пророссийских сепаратистов, а в сентябре 2017 года участвовали в эвакуации жителей в окрестностях Калиновки Винницкой области, когда там загорелись склады с взрывчаткой. "В Калиновку члены "Национальных дружин" прибыли раньше, чем большая часть подразделений МЧС. Они эвакуировали более трехсот людей, в первую очередь пожилых, которых находили через сутки и двое после начала взрывов снарядов. Помогали эмчээсникам, в том числе вытаскивать застрявший пожарный танк непосредственно с пылавших артскладов", – рассказывает лидер "Национального корпуса" Андрей Билецкий.

Среди ключевых задач "Национальных дружин" значатся: оборона Украины, патрулирование улиц, борьба с торговлей наркотиками и алкоголем, защита малого и среднего бизнеса, а также пропаганда здорового образа жизни. При этом в НД отмечают, что не собираются использовать оружие, хотя ролики, где они упражняются в стрельбе, есть на их странице в Фейсбуке. Там же сообщается, что только за последние несколько дней подано более 1200 заявок на вступление в ряды "национальных дружинников". В организации утверждают, что ее финансирование осуществляется за счет членских взносов и "пожертвований анонимных бизнесменов".

За последние дни министру внутренних дел Украины Арсену Авакову неоднократно приходилось отвечать на вопросы о НД, которые, по его словам, имеют право на существование в качестве общественного движения, но ни в коем случае не должны переступать рамки закона. "В государстве Украина есть только одна монополия на применение силы – государственная Национальная гвардия, Национальная полиция, ВСУ. Все другие парамилитарные образования, которые пытаются себя позиционировать на улицах городов, не являются законными. Общественные движения могут быть какими угодно, но только не выходить за рамки закона", – подчеркивает Аваков, чье имя чаще других упоминают в связи с "Народными дружинами", поскольку слухи упорно приписывают ему роль основного куратора добровольческого батальона "Азов" и одноименного "гражданского корпуса".

После воскресного марша по центру Киева едва ли не каждый день на украинских телеканалах появляются сюжеты о "Национальных дружинах". В частности, они акцентируют внимание на опубликованной в Фейсбуке видеозаписи конфликта между "дружинниками" и полицией. Инцидент произошел еще в декабре 2017 года в Кременчуге (Полтавская область). Члены НД пикетировали ресторан, который, по их мнению, был незаконно построен. Когда полиция попыталась задержать некоторых наиболее агрессивных участников пикета, они оказали сопротивление и спровоцировали драку с полицией.

29 января этого года люди в черных куртках, многие с закрытыми лицами и в форме "Национальных дружин" пришли на заседание городского совета в Черкассах: они были недовольны тем, что горсовет за несколько недель не смог принять бюджет. Протестующие стояли прямо перед столами, где сидели депутаты, некоторых не выпускали из зала, и время от времени между радикалами и депутатами возникали потасовки. В результате горсовет Черкасс принял бюджет на 2018 год, а после этого – решение о самороспуске.

Андрей Билецкий оправдывает эту акцию: "Разве это нормально, когда в областном центре в течение месяца нет бюджета, потому что местные власти не могут решить, как разделить деньги? Разве это нормально, когда сотрудникам коммунальных служб не выплачивают зарплаты и город оказался на грани социальной катастрофы? Депутатам помогли навести элементарный порядок, и благодаря в том числе и "Национальным дружинам" бюджет принят и в городе теперь все хорошо", – говорит Билецкий.

Украинский правозащитник Евгений Захаров называет неприемлемыми действия праворадикалов в Черкассах и призывает власти привлекать их за подобное к ответственности. "Они взяли на себя функции, на которые не имеют никакого законного права. Полиция не имела бы права заходить в зал [Черкасского горсовета] с закрытыми лицами и диктовать депутатам, что им принимать, а что – нет. Я вполне могу понять руководство полиции, которое не хочет применять силу в данной ситуации, не хочет столкновений, хочет за счет превентивной деятельности, профилактических бесед остановить вот такие незаконные действия. В то же время те, кто уже допустил нарушения, должны быть привлечены к ответственности. Иначе вместо помощи полиции эти "Национальные дружины" превратятся в свою противоположность и начнется просто вакханалия".

В МВД Украины уточняют, что члены НД имеют право охранять общественный порядок только совместно с сотрудниками полиции или Нацгвардии. При этом "дружинники" не могут самостоятельно проверять документы, проводить досмотр личных вещей или останавливать автомобили.

В ответ на появившиеся в сетях предположения о том, что "Национальные дружины" могут быть "частной армией", в частности, министра внутренних дел Арсена Авакова, руководитель НД Игорь Михайленко на пресс-конференции в Киеве сказал, что ни Арсен Аваков, ни президент Украины Петр Порошенко "не являются для организации хотя бы минимально авторитетными государственными лицами". Как в НД, так и в "Национальном корпусе" отрицают возможность использования "дружин" в политических целях. А на вопрос, кто ему ближе – министр внутренних дел Арсен Аваков или председатель СБУ Василий Грицак, Андрей Билецкий отвечает так: "Думаю, что ни тот, ни другой. К большому сожалению, во власти я не вижу людей, которые находятся на своем месте и в нынешнее тяжелое для Украины время несут это тяжелое бремя. Близки нам товарищи, которые остаются на фронте. Близки наши союзники националисты – "Свобода", "Правый сектор", С-14 и другие молодежные националистические движения. Мы не имеем ни государственного финансирования, ни государственной "крыши".

В будущем году в Украине ожидаются очередные президентские и парламентские выборы, и "Национальные дружины", безусловно, новый предвыборный проект, убежден украинский политолог Петр Олещук:

"Конкретно этот проект связан с партией "Национальный корпус". Они работают в сфере ультраправого электората. Соответственно, их базовые идеологические установки направлены на то, чтобы отражать имидж партии, которая ориентирована на сохранение консервативных ценностей, на порядок, на создание национального государства. И в этом плане такой проект, как "Национальные дружины", позволяет привлекать к ним внимание, является подтверждением для потенциальных избирателей серьезности намерений данной политической силы, и просто это удачный информационный повод. Благодаря НД партия прорывает информационную блокаду.

"Национальный корпус" – автономная политическая сила, но она может взаимовыгодно сотрудничать с другими политиками. После фактического краха такого политического проекта, как "Народный фронт" экс-премьера Арсения Яценюка, мы видим попытки некоторых деятелей, связанных с "Народным фронтом", перераспределить свое влияние. В частности, министра внутренних дел Арсена Авакова. Но при том не стоит ни недооценивать, ни переоценивать сотрудничество Авакова и "Нацкорпуса". С одной стороны, конечно же, присутствует влияние главы МВД на "Нацкорпус", и вряд ли "Национальные дружины" возникли бы без поддержки со стороны министра внутренних дел. С другой стороны, Билецкий и его "Нацкорпус" могут преследовать собственные политические цели, поэтому не исключено, что эта политическая сила может начать играть собственную игру", – считает Петр Олещук.

Как напоминает руководитель аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев, Аваков пришел в большую украинскую политику из Харькова, где в свое время опекал и поддерживал лидера организации "Патриот Украины" Андрея Билецкого:

– Это связи на года, они долговременные. Есть такая политическая технология – "неуправляемый элемент", когда формально Аваков может рассказывать о монополии государства на насилие, но у него в телефоне есть нужный номер для часа "Ч". Ну и косвенное подтверждение тому, что "Нацкорпус" фактически работает в режиме благоприятствования власти: мы видим, что никто в выходной день не препятствовал маршу НД в центре Киева, активистов свозили на мероприятие из разных регионов. Это парамилитарная организация, многие из ее членов воевали в Донбассе в составе добровольческого батальона "Азов", и у многих из них припрятаны "сувениры" с фронта.

Я бы не относился скептически к "Нацдружинам". Это серьезная угроза, которая заключается в следующем: в украинской политике после Евромайдана в силу радикализации общества и иных объективных факторов наряду с телевизионной кнопкой, чемоданом с деньгами прочно прописался фактор силы. Думаю, что члены праворадикальной организации С-14 недолго бы гуляли на свободе, если бы у них не было политического прикрытия в правоохранительных органах. И точно так же у "Нацдружин" есть политические тылы. И тылы эти достаточно серьезные. Не секрет, что те или иные партии думают о формировании своего силового крыла. Первой это сделала партия "Свобода", у которой ранее С-14 играла роль молодежной организации и заодно силовой структуры. Украина сегодня входит в новый политический цикл – впереди выборы президента и Верховной Рады, и думаю, что "Нацдружины" – это то ружье, которое мы видим на сцене в первом акте, и очень высока вероятность, что это ружье во втором акте выстрелит.

– В отличие от сторонников "Народного фронта", в президентском лагере критически настроены по отношению к "Национальным дружинам". Что им может противопоставить глава государства?

– В данный момент глава государства опирается на СБУ и армию. Но одно дело – генералы, а другое – офицеры среднего и нижнего звена, не говоря уже о рядовых. Как они себя поведут? Там отношение к президенту отнюдь не теплое. Понятно, что СБУ подконтрольна президенту, но у них силовые возможности ограниченны, а "Нацдружины" численностью около тысячи человек – это только вершина айсберга. Надо отдать должное Билецкому, работу он ведет серьезно и системно, начиная от идеологического воспитания молодого поколения (для них под Киевом действует военно-патриотический лагерь "Повстанец") и заканчивая "Нацкорпусом" и "Нацдружинами". Мне кажется, что у президента чувствуют, что НД – опасный инструмент, поскольку у них нет уверенности, что в случае чего найдется много желающих защищать президента.

– Вы не исключаете, что подобные "Национальным дружинам" формирования могут быть использованы противниками Петра Порошенко для захвата власти?

– Это конспирология, а реальность такова, что в случае каких-то стихийных протестных массовых выступлений несколько хорошо экипированных "хороших парней" и идеологически накачанных, организованных – это инструмент перехвата власти. Как правило, ближе всего к власти отказываются те, у кого есть эти несколько "хороших парней". Не следует также сбрасывать со счетов и элементы демонстрации силы и шантажа. Президент вернулся с Всемирного экономического форума в Давосе с не очень утешительными итогами, и кое-кому из политиков, очевидно, показалось не лишним напомнить о своей неприкосновенности в нынешнем властном картеле с помощью этих "Нацдружин", – полагает Андрей Золотарев.

Между тем немало экспертов главной целью "Национального корпуса" называют прохождение праворадикалов в будущую Верховную Раду. Но даже в 2014 году, после аннексии Россией Крыма и начала боевых действий в Донбассе, выборы президента и парламента показали минимальную поддержку правых среди украинцев. На выборах в Раду они не смогли преодолеть пятипроцентный барьер и рассчитывать на победу в 2019-м, вероятно, могут только в том случае, если пойдут на них в одном блоке, например, с Нацкорпусом, "Правым сектором" и "Свободой".

"На данный момент нового избирательного законодательства еще нет, – говорит политолог Петр Олещук. – Оно может измениться достаточно существенно. И любая партия должна быть готова к разным вариантам, в том числе и к тому, что барьер будет понижен, а блоки будут разрешены. Идея разрешить участвовать в выборах блокам сейчас популярна среди политических сил. И, соответственно, если такой блок [правых]​ будет создан, то возникает вопрос, кто будет в нем доминировать. Будет ли это, например, "Свобода" как наиболее популярная еще недавно политическая сила? Но возможно, именно "Нацкорпус" будет претендовать на лидерский статус, опираясь на свои организации и возрастающий рейтинг".

Владимир Ивахненко