Вы здесь
Падение доходов россиян ускорилось в четыре раза и является рекордом статистики с начала 1990х годов
Падение уровня жизни в России вновь ускорилось, сообщил в понедельник Росстат.
В октябре реальные располагаемые денежные доходы населения (сумма, которая остается на руках после всех обязательных платежей с поправкой на инфляцию) сократились еще на 1,3%.
По сравнению с сентябрем и августом (0,3%) спад ускорился более чем вчетверо, а накопленным итогом за три прошедших года превысил 11%, или 5,5 триллионов рублей в денежном выражении.
Если исключить январскую выплату пенсионерам в 5 тысяч рублей, кошельки россиян "худеют" 36 месяцев подряд, что является рекордом статистики с начала 1990х годов.
В октябре среднедушевой доход в целом по стране составил 31586 рублей. Номинальный рост - на 630 рублей за год - был полностью перечеркнут инфляцией, даже несмотря на ее замедление до рекордных в постсоветской истории минимумов.
У работающего населения при этом зарплаты растут - в среднем по стране граждане зарабатывают 38275 рулей в месяц. Это на 2623 рубля, или 7,1%, больше, чем год назад.
Однако улучшение своего материального положения видят лишь 10% населения; 31% жалуются, что их финансовая ситуация продолжает деградировать, отмечает Центр конъюнктурных исследований ВШЭ по итогам опроса в третьем квартале.
Больше трети населения (38%) жалуются на отсутствие денег даже на самое необходимое: 9% респондентов заявили, что им не хватает на еду, 28% не могут купить себе одежду.
Итоговую цифру по зарплате искажают данные по узкой прослойке с высокими доходами, следует из данных Росстата: у 55% населения зарплата не превышает 25 тысяч рублей в месяц, а 23% зарабатывают меньше 15 тысяч.
Каждый шестой российский работник - человек в трудоспособном возрасте и официально занятый - не может обеспечить себя и свою семью: его доходы ниже прожиточного минимума, если учесть, что тратить полученное приходится не только на себя, но и на своих близких, выяснили эксперты аналитического центра при правительстве РФ: в общей сложности эта армия "работающих нищих" составляет 12,1 миллиона человек, или 16,8% от рабочей силы.
Зона бедствия - это российские регионы, указывает завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин: например, в Саратовской области ВВП на душу населения 4,1 тысячи долларов. Это вдвое ниже, чем в среднем по РФ, уровень Гватемалы. А в республике Тыва уже 2460 долларов в год на человека - это уровень Бутана, Гондураса или Папуа Новой Гвинеи, отмечает Миркин.
C формальной точки зрения рецессия и кризис завершились - ВВП в плюсе четвертый квартал подряд, но рецессия в кошельках продолжается - это значит, что экономический рост не имеет качественной основы, а накопление добавленной стоимости происходит за счет неэффективных проектов и непроизводительных затрат, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. В их числе - вложения в оборонку и мегапроекты, вроде Керченского моста и объектов к ЧМ-2018.
Прогнозы правительства, которое ждет роста доходов на 1,2% в этом году и 2% в следующем, далеки от реальности: в экономике формируется порочный круг - люди беднеют, платят меньше за товары и услуги, в результате падают доходы других экономических субъектов, и все повторяется снова, отмечают эксперты АКРА.
По их прогнозу, в 2017 году спад доходов составит 0,2%, а в ближайшие три года рост едва превысит 1%.
Падение импорта
Рост российского импорта, который наблюдался в первом полугодии, замедлился и фактически перетек в стагнацию, констатирует ВШЭ. Отношение к импорту надо менять, говорил ранее Максим Орешкин.
Если в первые семь месяцев этого года стоимость импорта в реальном выражении росла на 1–3% месяц к месяцу, то с августа по октябрь рост замедлился до 0,1–0,4%. «Фактически это означает стагнацию внутреннего спроса, причем не только потребительского, но и инвестиционного», — пишут эксперты института «Центр развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) в бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе», вышедшем во вторник. Речь идет о трендовом показателе, то есть динамике с поправкой на сезонность и случайные колебания, объясняет ведущий эксперт «Центра развития» Сергей Пухов.
Поддержку импорту оказывает растущая торговля со странами СНГ, но рост ввоза товаров из стран дальнего зарубежья сменился на медленное снижение, при этом на дальнее зарубежье приходится 90% всего импорта в Россию. Сократилась доля инвестиционного импорта — в основном за счет машиностроительной продукции (занимает свыше половины в структуре импорта из дальнего зарубежья): в августе—октябре ввоз таких товаров сокращался ежемесячными темпами 1,7–2,4%, эксперты ВШЭ допускают, что причиной этого стали новые санкции США.
«Также сокращается стоимость продовольствия — потребительского импорта, хотя поэтапная отмена российских санкций в отношении Турции способна оживить торговлю продовольственными товарами (но тут же наложены санкции на бразильскую говядину - ЭР). Наблюдается стагнация в импорте текстиля и обуви. Растет лишь импорт химической продукции, на три четверти состоящий из товаров промежуточного назначения», — подчеркивается в докладе.
Программа импортозамещения действует в России с момента введения антисанкций в 2014 году. Но рост ненефтегазового экспорта, которого сейчас пытаются добиться власти, невозможен без изменения отношения к импорту, подчеркивал в конце октября министр экономического развития Максим Орешкин. Инвесторам важно, насколько просто доставлять необходимые компоненты, это помогает им участвовать в глобальных цепочках добавленной стоимости, объяснял он.
С учетом неблагоприятной динамики обменных курсов эксперты ВШЭ «не ожидают возобновления значимого роста импорта товаров до конца года, стоимость которого по итогам текущего года может составить $235 млрд (рост на 23% год к году)».