Общественно-политический журнал

 

Как проходила акция протеста в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге акция протеста прошла без лидеров оппозиции. Несмотря на это, протестующих оказалось не меньше, чем 26 марта. Более 500 (ближе к 1000) участников были задержаны.

Большинство ее участников протестной акции составили студенты петербургских вузов, которые решили выразить свое неприятие коррупции в высших эшелонах российской власти. Несмотря на отсутствие лидеров оппозиционных движений, которых в понедельник утром блокировали на дому сотрудники центра "Э", только по подсчетам властей, оппозиционная акция собрала не менее 3 500 участников.

Сами протестующие считают, что их было не менее 10 000. При этом несколько сотен участников акции на Марсовом поле были задержаны сотрудниками правоохранительных органов.

В случае с подготовкой протестной акции в День России в Санкт-Петербурге в очередной раз повторилась ситуация, характеризующая отношений городских властей и оппозиции.

Инициативные группы, представляющие Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального и "Открытую Россию" Михаила Ходорковского заблаговременно подали заявки в Комитет по законности Смольного на проведение массовой акции 12 июня.

Смольный в свою очередь отклонил все заявки, где были указаны площади в центре города, и предложил протестующим отдаленный Удельный парк. Этот вариант не устроил сторонников Навального и Ходорковского, и тогда было решено присоединиться к санкционированной акции патриотической направленности на Марсовом поле.

Впрочем, опознать участников протестной акции и отличить их от тех, кто пришел поучаствовать в соревнованиях по пейнтболу, можно было по значкам с символикой президентской кампании Алексея Навального, и по футболкам с надписью "Россию люблю, но режим надоел".

Многие из пришедших на Марсово поле держали в руках смартфоны и через социальные сети узнавали новости о судьбе координаторов движений "Открытая Россия" и "Весна" - Андрея Пивоварова и Николая Артеменко. Оба оказались заблокированными в своих квартирах сотрудниками центра "Э".

Позже Пивоварову удалось выбраться из квартиры и уехать на автомобиле своих друзей. А вот руководитель штаба Навального в Санкт-Петербурге Полина Костылева решила впустить к себе сотрудников Центра по борьбе с экстремизмом, которые доставили ее в 76-й отдел полиции. Здесь на нее составили протокол по статье КоАП РФ "О неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции". А ведь могла бы и не впускать!

Зато на протестный митинг пришел депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник. Он подтвердил, что ему известно об утренних действиях сотрудников центра "Э". "Будем разбираться, по каким причинам ограничена свобода передвижения гражданских активистов. Но делать это будем уже завтра, после того, как пройдет эта акция и мы оценим ее итоги. Будем надеяться, что все обойдется без каких-то серьезных эксцессов", - заметил Максим Резник. Он еще не знал, что последует далее...

Впрочем, последние его слова были заглушены скандированием лозунга: "Россия будет свободной!". После этого к гранитному мемориалу в центре Марсова поля стали подтягиваться цепочки омоновцев в полном боевом облачении. Окружив группу студентов с российскими флагами в руках, омоновцы стали поодиночке выводить их на аллею с последующим препровождением в полицейские автобусы. Вскоре среди задержанных оказался и Максим Резник.

Один из студентов, который представился Глебом, заметил по поводу происходящего: "Хотя митинг не согласован, мы пришли сюда по своей воле, потому что нам надоело сталкиваться с беспределом власти. И мы намерены призвать власть к ответу".

По словам стоявших рядом молодых людей, на призыв координаторов протестной акции откликнулись активисты "Открытой России", "ПАРНАС", недавно созданного движения "Гражданский Петербург". Но были и те, кто не состоит ни в каких организациях.

По данным правоохранительных органов, в отделения полиции с Марсова поля было доставлено не менее 500 задержанных. Гражданские активисты сообщают о 900 своих соратниках, оказавшихся в автозаках. Волонтеры из общественного объединения "Группа помощи задержанным" пообещали, что всем доставленным в полицию окажут юридическую помощь, и что они будут обеспечены всем необходимым.

Егор Седов: "Впервые вижу, чтобы власти не только угрожали и разгоняли людей, но при этом еще и пытались им льстить"

Петербургское небо мутилось дождем. И не покидало ощущение "дежа вю": я же все это когда-то наблюдал, и не раз - плакаты, черные шлемы, люди, которых тащат к автозакам, народ скандирует "Позор!"...

Называлось это "Стратегией-31": 31-го числа каждого месяца выходим за соблюдение 31-й статьи Конституции - о свободе собраний.

Но тогда у Гостиного двора счет протестующим шел на сотни. Сейчас - на тысячи, вероятно, даже на десятки тысяч: подсчитать хотя бы приблизительно число людей на Марсовом поле, при этом люди приходят и уходят - задача почти невозможная.

Но обо всем по порядку.

О предназначении автобусов я узнал почти сразу же: вежливые девушки раздавали на подходах к Марсову полю листовки с сине-оранжевым оформлением, с "Требуем ответов 12 июня". Вот только был в них совсем не текст Навального.

Насчет "воли большинства" авторы листовки немного ошиблись, конечно: кто тут большинство - это еще очень большой вопрос, учитывая число собравшихся.

От собравшихся потребовали принять участие в аттракционе неслыханной щедрости: их бесплатно перевезли бы в автобусах в Удельный парк, подальше от центра Петербурга, где обещали безопасное проведение акции под присмотром полиции.

Ошиблись составители листовки и в другом: купить лестью собравшихся невозможно. Так что автобусы (для переезда всех участников их, вероятно, потребовалось бы 350-400) спокойно остались на своих местах. А участники акции - на Марсовом.

По громкоговорителю повторили: акция исторических реконструкторов заканчивается в 14.00, с этого момента акции на Марсовом поле будут незаконными, уезжайте в Удельный.

И точно - свернулись мгновенно. Мимо нас прошли люди в казачьих шапках, провезли танк, протащили полевую кухню с воплями "поберегись!", заставившими вспомнить пелевинский роман "Т."

Между тем, людей около мемориала становилось все больше. Кто-то развернул флаги России. Офицер полиции зачитал в мегафон очередное предупреждение - в Удельный парк уже благоразумно не приглашал, просто предупреждал, что будет за любую политическую агитацию, вплоть до футболок.

А дальше все происходит очень быстро.

Люди влезают на стены мемориала - начинается скандирование "Путин - вор!" (уточки были, но на "Димона" практически никто не обращал внимания) - омоновцы врываются в толпу - кого-то волокут - скандирование перерастает в "Позор! Беспредел!".

Потом все повторяется - снова и снова.

А люди все прибывают - со стороны Садовой и Спаса-на-Крови. Просто с частотой подъезжающих к "Гостиному" поездов метро.

Битва за стены - это вам не реконструкция "реконструкторов". Народ устраивает "оккупай", потом на стены влезают омоновцы, кто-то успевает спрыгнуть, кого-то хватают. Наконец, очередной "дарт вейдер" оглядывает поле боя, убеждается, что все свободно... Пять минут - и "оккупай" повторяется - второй, третий, четвертый раз...

Небо не выдерживает, начинается дождь...

При мне, наверное, схватили человек 150. Или больше. Опять же, даже тут подсчет практически невозможен: нужна журналистская команда с нескольких сторон мемориала.

...Пытаюсь дозвониться домой, сообщить, что в порядке и на свободе. Не получается - связь практически блокирована. Мимо пробегают омоновцы - не просто так, а за каким-то парнем. Гонимый и гонители скрываются за кустами сирени. Мысленно желаю парню удачи...

Выбираюсь из окружения. Рядом, на аллее - колонна ОМОНа. Ждут сигнала? Просто стоят устрашения ради? Интересно, а о чем они сейчас думают? По возрасту - не так уж много различий с митингующими. Да и есть ли те различия: да, молодежи - большинство, но есть на Марсовом люди самого разного возраста.

В сравнении с 26 марта очень мало лозунгов и много флагов. Не только российских - разных. Рядом могут оказаться социалист с флагом СССР и сторонник "правых" (любимый символ - змея с многозначительным пожеланием "Не наступай на меня!") Левые, правые - а скандируют одно. Про "Димона" почти забыли. А вот про Путина - как раз нет.

Людей с флагами тоже хватали, но не слишком усердно: возможно, омоновцы получили инструкции не создавать излишне красноречивых кадров. Хотя все равно создавали: слишком развит этот хватательный рефлекс.

И да, впервые вижу, чтобы власти не только угрожали и разгоняли людей, но при этом еще и пытались им льстить. Такого во времена Маршей несогласных и "Стратегии-31" не было. Пусть политологи и комментаторы с этой новацией разбираются - что сие означает.

Я ухожу. Но люди еще идут на Марсово, кто с флагами, большинство - с зонтиками. И их много.

Нас - много.