Общественно-политический журнал

 

Дальнобойщики Петербурга: «Самая большая проблема - что нет общества, его разрушили как класс»

Акция дальнобойщиков, разбивших лагерь на Московском шоссе на окраине Петербурга, завершилась, практически не начавшись. По разным данным, от пяти до восьми человек были задержаны и доставлены в отделение полиции города Пушкина.

Однако дальнобойщики не унывают: задержания позволят услышать о них большему числу людей, хоть цена и высока.

Владельцы порядка 30 легковых автомобилей планировали принять участие в автопробеге по центру Петербурга, организованном Объединением перевозчиков России. Местом встречи стал лагерь дальнобойщиков, разбитый между Шушарами и Ленсоветовским, на Московском шоссе.

Люди съезжались с флагами и наклейками Объединения под стеклами машин, на некоторых были закреплены листы бумаги с напечатанными лозунгами против системы "Платон", а также самодельные плакаты.

За время, которое дальнобойщики стоят на Московском шоссе - то есть с начала стачки, 27 марта, - их штаб-контейнер с кухней стал местной достопримечательностью. У входа в него - "повешенный" манекен с пояснением: "Нас душит "Платон".

Проезжающие мимо автовладельцы останавливаются, чтобы сфотографироваться. Кто-то заходит поговорить. Говорят, заходили выпить чаю с дальнобойщиками и полицейские, с которыми у протестующих сложились конструктивные человеческие отношения.

Сотрудники штаба ведут постоянную работу с вновь прибывающими участниками движения, объясняя каждому, что систему нужно менять в корне. Например, один из петербургских координаторов Вадим, рассказал Би-би-си, что накануне сегодняшнего пробега семь часов разговаривал с новым участником, объясняя, что нынешние проблемы - результат комплексных нарушений в работе органов власти и неверно выстроенной системы.

"Поймите, - объясняет Вадим. - Люди, которые приходят в перевозчики - это обычные мужики от сохи, которые еще позавчера смотрели вечерние новости с Дмитрием Киселевым, а это пострашнее атомной войны: абсолютно выжженный разум, полное непонимание, зачем нужен парламент, непонимание, почему не существует обратной связи "граждане-государство" как таковой, - и надежда на светлого царя, который все это исправит".

При этом Вадим недоволен и коллегами: объединять людей оказалось крайне трудно.

"Самая большая проблема - что нет общества, нет структуры общества, его разрушили как класс, - рассуждает он. - Больше всего нам сейчас нужен профсоюз - но никто не хочет в нем участвовать".

"Проблема это чисто общественная. Нас старательно отучали собираться: разогнанные предыдущие протесты 2011 года и отсутствие нормальной политической борьбы внутри системы говорят о том, что бесполезно бороться, - объясняет Вадим. - Бесполезно писать чиновнику на него же жалобу. А уровень нашей проблематики - это уровень президента, Совета Федерации, Госдумы.

"Люди просто не верят, что можно победить этого монстра. А это вытекает из нашего телевидения, с федеральных каналов", - резюмирует он.

По словам лидера объединения перевозчиков, Андрея Бажутина, по всей России с начала стачки в судах побывала почти сотня координаторов объединения: правоохранительные органы хотели "обезглавить" местные отделения, находя причины задерживать людей.

В конце концов, все были отпущены, прошли суды, были выписаны административные штрафы - но давление на этом не прекратилось. Например, в Ростовской области и Краснодарском крае, по словам Бажутина, полиция ходит по домам участников стачки - притом, что она "абсолютно безобидна".

Уровень давления в Петербурге перед началом акции Андрей Бажутин оценивал как невысокий - притом что самого его задерживали, а его детей хотели забрать в органы опеки.

Беременной супруге лидера движения пришлось возвращаться домой из больницы, чтобы не отдавать детей в социальные учреждения.

Впрочем, ситуация изменилась всего через несколько минут: как только дальнобойщики определились с маршрутом и скоростью и решили отъехать в сторону Колпино (противоположную от города), чтобы там развернуться и поехать в центр, их остановила полиция.

Сначала интересовались флагами, потом велели снять наклейки с лобовых стекол, требовали предъявить документы. В ответ отдельные дальнобойщики стали требовать документы у полицейских, накал беседы нарастал. Прозвучал приказ задержать наиболее активных.

На глазах корреспондента Би-би-си тут же подлетевший ОМОН забрал пятерых, некоторые свидетели говорят о восьмерых задержанных.

Сколько людей увезли, точно сказать не могут и сами дальнобойщики: пятерых, включая лидеров движения Андрея Бажутина и Сергея Владимирова, они вспомнили поименно, но поддержать участников в день пробега пришли и те, кто не входит в движение в обычные дни - поэтому просто пересчитать "своих" и проверить, кого не хватает, они не смогли.

Правозащитник Динар Идрисов пообещал приехать в отделение полиции Пушкинского района в течение нескольких часов. Дальнобойщики ждут у входа на территорию: внутрь их не пускают.

Однако участники все равно считают, что акция, продлившаяся так недолго, в каком- то смысле удалась. Замолчать задержания людей СМИ гораздо труднее, чем просто не обратить внимания на какой-то автопробег. А это значит, что о проблемах дальнобойщиков узнает большее число граждан.