Общественно-политический журнал

 

Трамп наделал шума своими телефонными разговорами с лидерами азиатских стран

Телефонный разговор Трампа с лидером Тайваня можно считать прецедентом, после того, как Вашингтон разорвал дипломатические отношения с Тайбэем в 1979 году.

Китай сообщил в субботу, что им заявлен протест в связи с телефонным разговором избранного президента США Дональда Трампа и президента Тайваня.

«Мы уже сделали серьезное представление об этом американской стороне, – сказал МИД Китая в заявлении. – Следует отметить, что в мире существует только один Китай. Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая».

Трамп перечеркнул почти четыре десятилетия дипломатического протокола в пятницу, чтобы поговорить с президентом Тайваня Цай Инвэнь. США разорвали дипломатические отношения с Тайванем в 1979 году.

Министр иностранных дел Китая Ван И сказал в субботу, что он надеется на то, что этот телефонный звонок не повредит отношениям Пекина с Вашингтоном.

Он представил беседу как «лишь небольшой трюк Тайваня».

Китай заявляет, что демократический Тайвань является частью его территории, и что он никогда не отказывался от возможности применения военной силы, чтобы вернуть остров под контроль Пекина.

Трампа широко раскритиковали в пятницу за этот разговор, на что он ответил сообщением в Твиттере: «Президент Тайваня МНЕ ПОЗВОНИЛА сегодня, чтобы поздравить меня с победой на президентских выборах».

Позже, Трамп дописал в Твиттере: «Интересно, как это, что США продают Тайваню военной техники на миллиарды долларов, а мне не следует отвечать на поздравительный звонок».

Телефонный разговор Трампа с президентом Тайваня рассматривается многими как шаг, который разрушает десятилетия политического подхода и может привести к росту напряженности в отношениях с Китаем еще до вступления Трампа на пост президента.

Звонок считается первым подобным контактом между президентом или избранным президентом США и тайваньским лидером, поскольку Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Тайванем.

В телефонном разговоре, Цай выразила надежду на то, что США будут продолжать поддерживать участие и вклад Тайваня в международные вопросы, согласно заявлению, опубликованному администрацией президента Тайваня.

«Они также обменялись мнениями о региональной ситуации в Азии, а также о будущем отношений между Тайванем и Соединенными Штатами. Президент (Цай) надеется на укрепление двусторонних контактов и более тесное сотрудничество», говорится в сообщении правительства Тайваня.

Представитель Трампа Келлиэнн Конуэй заявила, что избранный президент «хорошо осведомлен» о политике США в отношении Тайваня.

«Избранный президент Трамп полностью информирован и полностью осведомлен об этих аспектах на постоянной основе, независимо от того, кто находится на другом конце провода», – сказала Конуэй в пятницу телеканалу CNN.

Цай прекрасно говорит на английском, поэтому переводчик не был нужен в разговоре, который длился более 10 минут. Глава МИД Тайваня Дэвид Ли и советник по национальной безопасности Цай Джозеф Ву также присутствовали при разговоре.

По словам экспертов, разговор Трампа и Цай показывает явный разрыв с так называемым разворотом Барака Обамы к Азии и может явиться знаком кардинальной перемены.

«В то время как один телефонный звонок, конечно, не сможет заменить четкую стратегию для Азии или остального мира, избранный президент Трамп показал смелость встряхнуть статус-кво по вопросам внешней политики, которые имеют первостепенное значение», – считает Гарри Казианис, директор Центра оборонных исследований национальных интересов.

Джон Болтон, бывший послом США в ООН во время президентства Джорджа Буша старшего, в пятницу встречался с Трампом. Болтон, который является претендентом на пост госсекретаря в администрации Трампа, выступал за «повышение» уровня отношений с Тайванем.

«Новая администрация США может начать официально принимать тайваньских дипломатов в Госдепартаменте, повысить статус представительства США в Тайбэе с частного «института» до официальной дипломатической миссии, направить приглашение президенту Тайваня официально посетить Америку, разрешить высокопоставленным официальным лицам США посещать Тайвань для решения государственных дел, и в конечном счете, восстановить полное дипломатическое признание», – писал Болтон в статье для Wall Street Journal ранее в этом году.

США официально признали Китайскую империю 16 июня 1844 года, хотя двусторонние отношения между странами поддерживались с более раннего времени (в том числе в Китае были аккредитованы консулы США). Тогда же между странами были установлены дипломатические отношения с дипломатическим представительством США в Гуанчжоу. В 1862 году Дипломатическая миссия США была переведена в Пекин.

12 февраля 1912 года, после Синьхайской революции, в результате которой была разрушена империя Цин и провозглашена республика, отношения между странами были прерваны. 2 мая 1913 года, когда Президент США Вудро Вильсон направил письмо Президенту Китая Юаню Шикаю по поводу созыва Национальной ассамблеи нового Китая, дипломатические отношения были восстановлены. 9 декабря 1924 года двусторонние дипломатические отношения вновь были прерваны. Тогда представительство США в Пекине проинформировало переходное правительство Китая о том, что США будут поддерживать с правительством «отношения де-факто» в ожидании формирования официального правительства.

25 июля 1928 года дипломатические представители США в Китае подписали договор о пересмотре таможенных тарифов с националистическим правительством Китая. По словам Госдепа США, этот документ стал официальным признанием Националистического правительства Китая, с которым с этого времени поддерживались дипломатические отношения. 18 июня 1935 года Дипломатическая миссия США в Пекине была преобразована в Посольство. 8 декабря 1941 года, после захвата японскими военными американских посольских зданий в Пекине, Посольство США переехало в Чунцин. В последующие годы Посольство США не раз меняло своё месторасположение (1 мая 1946 года — в Нанкин, 5 августа 1949 года — в Гуанчжоу, 18 октября 1949 года — в Чунцин, 19 декабря 1949 года — в Тайбэй.

После провозглашения КНР власти США отказались признать новое государственное образование (хотя оно и было представлено в ООН), признавая лишь Правительство Китайской Республики на Тайване. 1 мая 1973 года США открыли Отделение связи в Пекине. 1 января 1979 года США официально признали КНР, прекратив поддерживать дипломатические отношения с Правительством Китайской Республики. 1 марта 1979 года в Пекине было открыто Посольство США.

Разговор Трампа с президентом Пакистана озадачил региональных политиков

В ходе предвыборной кампании в этом году Дональд Трамп резко высказывался в адрес Пакистана.

«Они нам не друзья, – однажды сказал кандидат Трамп, имея ввиду Пакистан и Китай. – И нам, вероятно, придется, иметь дело с ними совсем по-другому, чем мы думали».

На этой неделе избранный президент Трамп высказал совсем другую точку зрения. Во время поздравительного телефонного разговора Трамп назвал премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа «потрясающим парнем» с «очень хорошей репутацией», который «делает удивительную работу».

Этот вооруженный ядерным оружием союзник США неоднократно препятствовал достижению целей Вашингтона в регионе, несмотря на поступление американской помощи на миллиарды долларов в течение последних двух десятилетий. Хотя Исламабад преследует группы боевиков на своей территории, Пакистан сопротивляется призывам прекратить поддержку повстанческих групп, которые борются с правительством Афганистана, которое поддерживают США. При президенте Обаме двусторонние отношения испортились на фоне того, что Вашингтон углубил свое взаимодействие с Индией, главным соперником Пакистана.

«У Вашингтона есть чувство разочарования, что после того, как он предоставил столько помощи и вооружений пакистанским военным, страна продолжает обеспечивать убежище террористам, которые нацелены на Соединенные Штаты», – сказал Майкл Кугельман из Центра Вильсона в Вашингтоне.

Трамп известен тем, что не придерживается заготовленного сценария, когда он говорит. Его импровизированные заявления стали фирменной частью его успешной президентской кампании и соответствовали его обещанию построить новые отношения с мировыми лидерами. Но когда дело доходит до внешней политики, аналитики отмечают, что последствия оговорки или неправильного толкования, будь то с союзниками или соперниками, могут быть очень серьезными. В таком, известном многовековыми противостояниями регионе, как Южная Азия, заявление американского президента может быть неверно истолковано как сдвиг в стратегических позициях страны.

«Это может привести их к выводам, которые, я думаю, могут быть безосновательными. Затем следует обман ожиданий», – отметил Марвин Вейнбаум, бывший аналитик Госдепартамента по Афганистану и Пакистану, ныне сотрудник Института Ближнего Востока в Вашингтоне.

На фоне давно растущей настороженности Пакистана в связи с потеплением отношений США с Индией, лестные замечания Трампа стали такой неожиданностью, что Исламабад, по-видимому, не смог устоять, чтобы публично не рассказать о содержании разговора.

Трамп так рассыпался в похвалах Шарифу, что «по понятным причинам Пакистан осознал, что у него есть кусок золота, который ему вручил президент», сказал Вейнбаум.

Согласно письменному отчету в 200 слов о телефонном разговоре в среду между Трампом и Шарифом, который опубликовал офис премьер-министр Пакистана, избранный президент назвал Пакистан «удивительным с огромными возможностями».

«Пакистанцы – одни из самых умных людей», – сказал Трамп Шарифу согласно сообщению.

Когда Шариф пригласил Трампа посетить Пакистан, избранный президент США ответил, что «он с удовольствием приехал бы в эту чудесную страну, чудесное место, где живут чудесные люди».

Публикация почти дословного пересказа разговора, который, очевидно, содержит прямые цитаты, вызвала резкую критику из-за очевидного нарушения давней дипломатической практики сообщать о таких разговорах в намеренно общих тонах.

Офис премьер-министра Пакистана не ответил на критику. Переходная команда Трампа выпустила заявление о телефонном звонке, но не подтвердила и не опровергла пакистанскую версию.

После президентских выборов в США Трамп и его вице-президент Майк Пенс получили более 50 поздравительных звонков от мировых лидеров, включая премьер-министра Индии Нарендра Моди и президента Афганистана Ашрафа Гани. Шариф был не единственным иностранным лидером, сообщившим слова похвалы от будущего американского президента. Трамп сказал авторитарному президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, что под его руководством Казахстан «добился фантастического успеха, который можно назвать "чудом" и выразил желание посетить страну», говорится в заявлении на сайте лидера Казахстана.

Последствия импровизированных высказываний Трампа в общении с мировыми лидерами могут заставить его советников установить большую дисциплину в его международных контактах, сказал Вейнбаум.

Представитель переходной команды Трампа не ответил на просьбу о комментариях.

Реакция в Вашингтоне и в Южной Азии на неподготовленный разговор Трампа с пакистанским премьером варьируется от недоумения до неверия. Многие были в шоке. «Когда я впервые услышал об этом, я подумал, что это была шутка, – сказал Кугельман, который регулярно пишет о Пакистане. – Я не мог поверить, что этот разговор имел место».

Бизнес-интересы Трампа в Индии подогревали страхи в Пакистане, что Трамп продолжит уклон администрации Обамы в сторону к Индии, считают эксперты. Всего через несколько дней после выборов, Трамп встретился с тремя индийскими деловыми партнерами, которые строят «Башню Трампа» возле Мумбаи, вызвав критику по поводу потенциальных конфликтов интересов, связанных с его глобальными бизнес-операциями.

Некоторые скептически оценили правдивость заявления, но многие приняли слова Трампа за чистую монету.

В Индии и в Афганистане, «для тех, кто его принял, будет много беспокойства», сказал Кугельман. Особое беспокойство у многих в Индии вызвало предложение Трампа Шарифу «играть любую роль, которую вы хотите, чтобы я играл, чтобы заняться и разрешить нерешенные проблемы», что некоторые рассматривают как очевидный намек на многолетнюю вражду между Пакистаном и Индией.

Эти соседи за последние 70 лет три раза начинали войну из-за спорного Кашмира. Пакистан уже давно призывает к международному посредничеству, но Индия рассматривает спор как закрытое дело.

«Подобное открытое предложение от президента США премьер-министру Пакистана будет рассматриваться с тревогой в Индии, где уже и так обеспокоены, что отношения США с Пакистаном слишком близкие», – сказал Кугельман.

В Афганистане также «все, что позволяет предположить, что США рассматривает ситуацию с позиций Пакистана воспринимается как сильный негатив», – сказал Вейнбаум.

Но Джеймс Каннингем, в прошлом посол США в Афганистане и Израиле, не видит серьезных последствий телефонного звонка для политики.

«Эти первоначальные контакты являются именно первыми контактами, – сказал Каннингем. – Не думаю, что есть какой-либо конкретный сдвиг, или знак, или признак в этом первом контакте того, какими будут дальнейшие дискуссии».