Общественно-политический журнал

 

«Крестный отец» Александр Торшин

Заместитель главы Банка России Александр Торшин, в прошлом сенатор, первый вице-спикер Совета Федерации РФ, давал советы членам Таганской ОПГ по отмыванию денег, а глава группировки называл сенатора «крестным отцом». Об этом во вторник, 9 августа, сообщает Bloomberg со ссылкой на конфиденциальный доклад испанской полиции.

Документ базируется на итогах многолетнего расследования, проведенного Гражданской гвардией Испании, и построен, в частности, на санкционированной прослушке телефонных разговоров Торшина с предполагаемым главой Таганской группировки Александром Романовым. До этого Романов был осужден на несколько лет в России за финансовые махинации на ликероводочном заводе «Кристалл», а весной 2016 года его уже в Испании приговорили к четырем годам лишения свободы. У «предпринимателя» вообще давние и, судя по всему, прочные связи с преступным миром.

Помимо этого, испанские следователи располагают документами, обнаруженными при обысках на вилле Романова (по данным СМИ, купленной им за 3 миллиона евро) на острове Майорка.

«В иерархической структуре организации российский политик Александр Порфирьевич Торшин стоял выше Романова, последний называл его “крестным отцом” и “боссом” и осуществлял действия и инвестиции от его имени», – цитируетBloomberg отчет Гражданской гвардии.

Впрочем, Банку России изложенная агентством информация совсем не показалась убедительной. Согласно заявлению пресс-службы ЦБ, которое приводит ТАСС, «нет никаких сколько-нибудь весомых причин считать, что утверждения по поводу Александра Торшина в статье Bloomberg имеют под собой основания».

По словам представителя пресс-службы, испанская прокуратура никогда не связывалась с Торшиным по поводу расследования, и ни он сам, ни банк не были ознакомлены с материалами дела.

В свою очередь, как пояснил Bloomberg высокопоставленный испанский чин, никаких обвинений Торшину не было вменено в силу того, что в России игнорируют сотрудничество в расследованиях, затрагивающих государственных чиновников высокого ранга.

Политик, экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков признался, что «немного знал» высокопоставленного фигуранта уголовного расследования, поскольку пересекался с ним по работе в российском парламенте. Как представляется Гудкову, представителей испанских правоохранительных органов трудно обвинить в предвзятости по отношению к сенатору, до которого им дела нет.

«Они просто выполняют те задачи, которые перед ними поставлены властью и обществом, – добавил он. – Им, в общем, все равно, как это воспримут в России. Хотите реагируйте, хотите – нет».

По оценке политика, «убойных» фактов в докладе нет, но есть факты, которые требуют дополнительной проверки.

«Я бы, конечно, на месте соответствующих органов обратил внимание на документ, –подчеркнул он. – Такие сведения надо обязательно проверять «под лупой» и либо подтвердить их, либо опровергнуть. К этому нельзя относиться легкомысленно. Тщательную проверку надо провести в любом случае».

Если это все окажется правдой, то это, конечно, бомба, считает Геннадий Гудков.

«Хотя россияне вряд ли и этому сильно удивятся, – продолжил он. – Привыкли уже, точнее, их приучили. Круг российских чиновников замазан по полной программе в различных криминальных и полукриминальных делах, и на них есть куча компромата у спецслужб».

Главную причину такого положения экс-депутат видит в том, что в России «полностью отсутствует контроль за властью».

«Это сделано умышленно, осознанно и именно для того, чтобы власть была инструментом незаконного обогащения», – резюмировал он.

Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников не удивился прохладной реакции Банка России на скандал.

«Они, видимо, исходят из того, что в докладе нет никаких неопровержимых доказательств (вины Торшина)», – предположил он. – К тому же это пока еще не судебное преследование».

За действия, вменяемые российскому чиновнику, но совершаемые не на территории Испании, человек в принципе не может быть привлечен к ответственности испанским судом.

При этом Александр Колесников исключил вариант, при котором экс-сенатор сам обратится в испанский суд с требованием восстановить свою подмоченную репутацию.

«Зачем ему это? – рассуждает он. – Тем самым он только привлечет к себе еще больше внимания. А так все пройдет куда-то мимо, и все успокоится, как это уже не раз бывало. Для него сейчас гораздо выгоднее отмолчаться».

Сенатор и впрямь во вторник никак себя не проявил и на телефонные звонки представителей медиа не отвечал.