Общественно-политический журнал

 

Боевики ИГИЛ возвращаются домой

В то время как группировка «Исламское государство» теряет территорию в Ираке и Сирии, многие боевики, приехавшие из других стран, по некоторым данным, возвращаются домой.

Из-за сокращения контролируемой территории и доходов, группировка испытывает сложности с выплатой денег боевикам из-за рубежа.

По данным германской международной вещательной компании Deutsche Welle, из-за этого многие иностранные бойцы вынуждены возвращаться домой. Возможно, наиболее выраженно эта тенденция проявляется среди боевиков из Центральной Азии.

Российский эксперт Андрей Серенко говорит, что правительства Центральной Азии готовятся к возвращению своих воинственных сограждан.

«Реальные цифры могут различаться, но правда в том, что существует поток возвращающихся боевиков, – говорит Серенко. – Например, целые семьи, которые уехали из Кыргызстана, теперь возвращаются. Принимаются специальные меры, например, организуются встречи с психологами, богословами и даже бывшими боевиками из Сирии».

«Число возвратившихся составляет несколько сотен и, учитывая недавнюю ситуацию в Сирии, это число, вероятно, вырастет», – добавил Серенко.

По мнению некоторых экспертов, изучающих роль участников боевых действий из Центральной Азии в событиях на Ближнем Востоке, боевики из Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, вероятно, уйдут из «Исламского государства» и вернутся домой, в то время как граждане Узбекистана, скорее всего, присоединятся к другим группировкам в том же самом регионе, исповедующим аналогичные взгляды.

Это объясняется беспощадным подавлением экстремизма в том виде, как его понимают узбекские власти.

Участники сражений на стороне «Исламского государства» из Узбекистана «могут или осесть в Турции или переехать на север Афганистана, чтобы присоединиться к другим экстремистским группировкам», говорит Серенко.

Официальный Ташкент ничего не говорит об узбекских гражданах, сражающихся в Сирии. Большинство из них приехали на Ближний Восток через другие страны, например, Россию или Турцию. Миллионы узбекских граждан работают за рубежом в качестве трудовых мигрантов, в большинстве случаев – в России.

Работающий в России правозащитник Бахром Хамроев считает, что основными факторами, толкающими молодых узбеков на путь к джихаду, являются безработица, отсутствие религиозной свободы и продолжающиеся репрессии.

«Если мигрантов выдворяют из России, это просто увеличивает число боевиков, потому что им больше некуда идти, – говорит Хамроев. – Все, что они могут найти в Узбекистане, – это безработица и отсутствие прав человека».

По разным оценкам в боевых действиях в Сирии принимают участие от 500 до нескольких тысяч граждан Узбекистана.

Мухаммадсолих Абутов, религиозный активист и имам из Узбекистана, который в настоящее время проживает за рубежом, говорит, что узбекских граждан можно найти в рядах нескольких группировок в Сирии.

«Там есть много джихадистов из региона. Некоторые сражаются против Асада, другие – на стороне “Исламского государства”, кто-то еще состоит в “Джабхат ан-Нусра”», – говорит Абутов.

«Было бы неверным считать, что их объединяют их центрально-азиатские корни, – добавляет активист. – Они не выступают за какое-то общее дело, например за Туркестан (идею наднационального государства, объединяющую всех этнических турок в Центральной Азии). Они разобщены и сражаются друг против друга».