Общественно-политический журнал

 

Нельзя исключать того, что все может измениться

После первого шока, вызванного результатами референдума по вопросу Brexit, европейские СМИ и эксперты приступили к исследованию условий выхода Великобритании из Евросоюза. Сейчас, как отмечает французская экономическая газета Les Échos, страна «вошла в длинный туннель переговоров с Евросоюзом, которые могут длиться до двух лет». И это несмотря на вчерашнее заявление главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, который сказал, что предпочел бы, чтобы Лондон «немедленно» подал заявку о выходе из ЕС. Впрочем, Юнкер не может не понимать, что остановка британского «поезда» в условном туннеле под Ла-Маншем дает теоретический шанс на его возвращение в брюссельское «депо».

В пятницу Дэвид Кэмерон заявил, что переговоры о выходе страны из ЕС должен начинать новый премьер-министр, который придет ему на смену… в октябре.

«Я не понимаю, зачем британскому правительству дожидаться октября, чтобы решить отправлять или нет „письмо о разводе“ в Брюссель», — сказал в свою очередь Юнкер в интервью немецкому каналу ARD.

«Мы должны теперь организовать выход из Евросоюза, но особенно — так как это является важнейшим вопросом — обговорить способ развития сильных экономических связей в ним…», — сказал Джереми Корбин, лидер оппозиционной лейбористской партии, выступавший за сохранение страны в ЕС.

И хотя вариант о сохранении страны в Европейском союзе всерьез не рассматривает даже Корбин, а условия выхода из ЕС, наоборот, рассматриваются внимательно, всеми и со всех сторон, но нельзя исключать, что все может измениться.

Нельзя забывать, что несмотря на заявления британских властей о том, что они намерены уважать мнение своего народа, теоретически у них есть право не подавать заявку о выходе из Евросоюза. А значит до октября в «туннеле переговоров» возможен торг и об условиях сохранения страны в Евросоюзе.

На сайте британского парламента под петицией о проведении второго референдума за сутки подписались 900 тысяч человек. Еще через час их уже было более миллиона. Еще через час -- 1 миллион 150 тысяч. И т.д. Из-за наплыва желающих подписаться сайт время от времени «виснет».

Как сообщает Le Monde, официальный представитель Палаты общин уже заявил, что депутаты соберутся 28 июня, чтобы изучить эту петицию. Сама она может «висеть» на сайте до 25 ноября, и сейчас трудно предсказать, не превысит ли число подписавшихся под ней количество тех, кто на первом референдуме проголосовал за Brexit (17,4 млн).

В это же время на сайте Change.org появилась петиция с призывом «объявить независимость Лондона от Соединенного Королевства и сделать запрос о присоединении /города/ к ЕС». За сутки под обращением подписались 113 тысяч человек.

И хотя вероятность того, что петиции «дадут ход», приближается к нулю, не стоит забывать о политическом давлении, которое будут оказывать в ближайшее время на власть лондонцы, в большинстве проголосовавшие за сохранение страны в ЕС, а также жители Шотландии и Северной Ирландии.

Глава правительства Шотландии Никола Стерджен заявила в пятницу, что страна (которая, напомним, в 2014 году рассматривала на референдуме возможность выхода из Великобритании) будет использовать все возможности, чтобы остаться в Евросоюзе. «Перспектива второго референдума (о выходе Шотландии из Великобритании) должна быть на повестке — и она на повестке», — отметила Стерджен, напомнив, что 62 процента шотландцев проголосовали против Brexit.

«Шотландия сталкивается с перспективой быть выведенной из состава ЕС против своей воли. Я считаю это демократически неприемлемым», — приводит слова Стерджен радиостанция BBC. «Мы начнем подготовку законов, которые потребуются для проведения нового референдума о независимости, если парламент примет такое решение», — объявила госпожа премьер-министр.

В Северной Ирландии после обнародования итогов голосования по вопросу Brexit националисты из партии Sinn Fein предложили устроить референдум о возможности объединения с Ирландией. Впрочем, и в Дублине и в Белфасте это предложение власти официально не поддержали. Интересно, что именно в южной части страны, граничащей с ирландской республикой, в основном голосовали за сохранение Великобритании в составе ЕС, напоминает rbc.
ВВС указывает на то, что даже ирландское правительство, сохранявшее нейтралитет во время шотландского референдума 2014 г., на сей раз призывало всех своих граждан, проживающих в Великобритании, голосовать за то, чтобы остаться в ЕС.

В данном случае «Дублин волнует, что будет с границей с Северной Ирландией, чем грозит ирландской экономике ослабевший фунт и что будет с торговлей между двумя Ирландиями, объем которой на сегодняшний день оценивается в 1 млрд евро в неделю», — отмечает радиостанция.

Нельзя также забывать, что по крайней мере в первые месяцы после голосования многие британцы испытают на себе его негативные последствия: как, например, серьезное снижение курса фунта и падение цен на недвижимость (как жилую, так и коммерческую).

Утром в пятницу бывший лондонский мэр Борис Джонсон, который стал одним из лидеров движения за выход страны из ЕС вынужден был выходить из дома под усиленной охраной полиции.

Как отмечает Le Monde, многие жители Лондона полагают, что победу у них «украли»: помимо жителей Уэльса, это сделали жители маленьких городов и деревень, люди с низким уровнем образования, пожилые люди с консервативными взглядами — основная целевая аудитория британских таблоидов, пугавших своих читателей миграционным кризисом и прочими ужасами, исходящими из Брюсселя.

За сохранение страны в составе объединенной Европы выступают и большинство самых молодых британцев, имеющих право голоса : в «возрастной группе» от 18 до 24 лет против Brexit выступают, согласно опросам, от 73 до 75% избирателей.