Общественно-политический журнал

 

Санкции - не главное препятствие для инвестиций в России

Немецкий бизнес: санкции - не главное препятствие для инвестиций в России. Выяснилось, что лишь прекращения кризиса в экономике и отмены санкций недостаточно.

Всего через полгода после того, как российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров расписывал немецким предпринимателям в Берлине выгоды инвестирования в России, в Германии побывал его коллега, министр экономического развития Алексей Улюкаев. Во вторник, 31 мая, он встретился в Штутгарте с представителями деловых кругов Баден-Вюртемберга, одной из крупнейших и самых экономически привлекательных федеральных земель в ФРГ, а в среду отправился в Мюнхен.

 Во время продолжающихся экономического кризиса и санкционной войны с Западом российские власти, похоже, всерьез взялись агитировать немецкие компании инвестировать в России. Это и неудивительно: падение российского ВВП, снижение потребительского спроса и ослабление рубля серьезно подорвали позиции западных фирм на российском рынке. В прошлом году, по данным Германо-российской внешнеторговой палаты (AHK), в России закрылось более 400 представительств и филиалов немецких фирм.

Экономическая ситуация в России такова, что немецкие и другие западные инвесторы с осторожностью смотрят на возможности сотрудничества, констатирует эксперт по вопросам внешней торговли в Институте немецкой экономики (IW) в Кельне Галина Колев (Galina Kolev). Именно этим во многом и обусловлена такая активная кампания россиян по привлечению немецких инвесторов, добавила она.

В прошлом году ВВП России сократился почти на 3,7 процента. Согласно обнародованному в апреле прогнозу Всемирного банка, в 2016 году российскую экономику вновь ожидает спад - на этот раз на 1,9 процента, а медленное восстановление начнется лишь в 2017 году.

 Чтобы стимулировать рост экономики, необходимо привлекать иностранные инвестиции, настаивает председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. А чтобы иностранные компании начали вкладывать деньги в России, необходимо снизить геополитическую напряженность, убеждал он президента Владимира Путина на состоявшемся на прошлой неделе заседании Экономического совета при президенте. Правда, в немецких деловых кругах уверяют, что геополитика, в частности снятие с России западных санкций, не является решающим фактором, который заставил бы иностранные компании прийти на российский рынок.

В отличие от 2014 года, когда были введены санкции, сегодня эта тема для немецкого бизнеса в России не на первом и даже не на втором месте, объяснил глава Германо-российской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп (Matthias Schepp). И подчеркнул, что, принимая решение инвестировать, немецкие деловые люди смотрят не только на политическую ситуацию, им важен целый ряд факторов - от возможностей для расширения бизнеса до условий для сотрудников.

Снятие санкций, без сомнений, способствовало бы улучшению экономической ситуации в России и облегчило бы сотрудничество с инвесторами, указывает Галина Колев. Однако даже если ЕС решит отказаться от штрафных мер, а российская экономика вновь начнет расти, это не значит, что РФ немедленно станет магнитом для инвесторов, полагает она. По ее словам, рост инвестиций сдерживают не геополитические, а структурные проблемы в российской экономике, прежде всего зависимость от нефтегазовых доходов и высокий уровень коррупции.

В этом единодушны и представители немецкого бизнеса. Они признают, что в России действительно сделано слишком мало для диверсификации экономики, поддержки малого и среднего предпринимательства и ухода от нефтегазовой зависимости, рассказал глава Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс (Michael Harms).

Сами по себе санкции, говорит Хармс, оказывают на немецкие компании весьма ограниченное влияние. Поэтому даже если предположить, что в ближайшее время они будут сняты, экономический эффект в краткосрочной перспективе окажется незначительным.

 Европейские лидеры планируют обсудить продление штрафных мер в отношении России в июне. Хармс сомневается, что санкции будут отменены. Однако если это и произойдет, рассуждает он, западные банки все равно будут подходить к финансированию проектов в России с большой осторожностью.

Среди причин, которые перечисляет Хармс, - репутационные риски, отсутствие рентабельных проектов и высокая волатильность на рынке. "Наверное, через какое-то время экономический эффект будет, но вот такого, что мы сегодня проснулись, санкции сняты, и завтра все расцветет - такого не будет",- уверен он.

Тем не менее Россия рассчитывает привлечь немецких инвесторов к участии в приватизации крупных госкомпаний и банков, среди которых "Роснефть", "Башнефть", "Совкомфлот" и ВТБ. Компании из Германии могут участвовать в приватизации через покупку акций на фондовом рынке или в качестве стратегических инвесторов, заявил Улюкаев в Штутгарте.

 В феврале на встрече с приезжавшим тогда в Москву премьер-министром Баварии Хорстом Зеехофером (Horst Seehofer) глава Минэкономики заверял что, несмотря на кризис и санкции, интерес немецких инвесторов к России сохраняется, а объем инвестиций растет.

 Действительно, согласно опубликованной на прошлой неделе статистике ЦБ, в прошлом году Германия, вопреки общему понижающему тренду, стала одним из лидеров по темпам прироста прямых иностранных инвестиций в Россию. Их размер взлетел с 349 миллионов долларов в 2014 году до 1,4 миллиарда долларов в 2015 году. В прошлые годы рост был намного скромнее, свидетельствуют данные ЦБ.

 Однако главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров не считает, что это "сигнал улучшения отношения инвесторов и геополитики". Скорее всего, речь идет о проектах, начатых немецкими инвесторами еще до начала геополитического кризиса, то есть в 2012 или 2013 году, предположил эксперт. На 2015 год у них просто пришлась стадия инвестирования - этим, вероятно, и обусловлен такой скачок.