Общественно-политический журнал

 

Пустое соглашение ОПЕК рынок прсто проигнорировал

Россия и страны ОПЕК во вторник договорились заморозить добычу нефти на уровне 11 января с целью стабилизировать цены на нефти, которые падают уже на протяжении полутора лет.

Об этом сообщило министерство энергетики Катара, а также представители России, Саудовской Аравии и других стран, которая провели переговоры в столице Катара Дохе. На Катар возложена миссию контроля за соблюдением соглашения.

 «Состоялась встреча министра энергетики РФ Александра Новака с представителями трех стран ОПЕК – министром нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али аль-Наими, министром нефти Катара Мохаммедом аль-Садом и министром нефтяной и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино», – говорится в сообщении Минэнерго РФ.

«По итогам встречи четыре страны – Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла – готовы заморозить добычу нефти на уровне января, если другие производители присоединятся к этой инициативе», – цитирует ведомство высказывание Новака.

По словам министра нефти Катара Мухаммеда бен Салех ас-Сада, низкие цены на нефть имели негативный эффект для всего мира.

Саудовская Аравия в свою очередь выразила надежду, что все страны-производители нефти согласятся на заморозку уровня добычи.

«Мы надеемся, что страны, входящие в ОПЕК и не являющиеся ее членами, поддержат эту инициативу», – заявил министр нефти королевства Али ан-Нуайми после переговоров.

Комментирует эксперт Михаил Крутихин

Это не договор, а соглашение, и довольно пустое. Все четыре страны обязались зафиксировать добычу своей нефти на пиковом уровне, который был достигнут в начале января этого года. Для других стран, помимо России, это означает пустую констатацию факта, что у них нет и не было планов расширения добычи за пределы этого уровня. Действительно, было бы нелогично увеличивать добычу, поскольку сейчас рынок переполнен нефтью и даже в странах-потребителях нефти все хранилища для хранения резервных запасов уже заполнены. Выбрасывать на рынок новые объемы не имеет совершенно никакого смысла.

Что касается России, то здесь ситуация парадоксальная, если не забавная. Обязательства с российской стороны дала контора, которая не является регулятором добычи, экспорта или потребления в России. Министерство энергетики — это статистическое бюро, которое собирает справки, отчеты от компаний-операторов и потом издает какие-то объединенные данные или готовит какие-то индикативные стратегические документы, которые никого ни к чему не обязывают.

Если в России действительно произойдет фиксация добычи на уровне начала января, пиковом для России уровне, то это будет означать, что в течение ближайших месяцев Россия увеличит экспорт нефти по той простой причине, что внутреннее потребление нефти в России неуклонно сокращается из-за экономического спада. Это означает, что Россия фактически обязалась оказывать давление на нефтяные цены путем увеличения своего экспорта.

В целом это соглашение можно расценивать как пиар-акцию, пустую декларацию. Некоторые говорят, что это словесная интервенция на рынке, но рынок, как известно, никак на это не прореагировал — торговцы цены на нефть даже во фьючерсах повышать никак не стали. Все понимают, что это пустые слова.

Добывающие компании даже не обязаны выполнять то, что подписало министерство энергетики. Они никогда не были обязаны это выполнять. Министерство энергетики не имеет рычагов воздействия на уровень добычи в нефтяных компаниях, на уровень их экспорта и на уровень потребления нефти внутри России. Оно не является регулирующим органом, это бюрократическое статистическое бюро.

Добывающие компании даже физически не могут сократить добычу нефти, потому что закрытие действующих нефтяных скважин в России будет означать крах этой скважины, то есть замерзание нефти в стволе скважины, в трубопроводах, которые соединяют скважины с пунктами сбора. Для того, чтобы потом восстановить добычу, потребуются такие же усилия, как для строительства новой скважины. Поэтому даже в техническом отношении манипулировать объемами добычи Россия не в состоянии.

Одновременно приходит сообщение из Ирана, который намерен увеличивать добычу своей нефти. И не только Иран — еще и Ирак собирается увеличивать добычу своей нефти. Сейчас на рынке сложилась ситуация, когда все нефтеэкспортирующие государства играют каждый за себя. Никакой солидарности, никакого картеля не существует. Как только какая-нибудь страна будет понижать уровень своего экспорта на рынке, ее место немедленно займут другие игроки, в том числе из той же самой организации ОПЕК, которые будут предлагать скидки, лишь бы завоевать новые рыночные ниши. Сейчас это игра каждого за себя.

Кто может покупать добавочную иранскую нефть, ведь европейский рынок заполнен?

А иранцы для этого предлагают огромные скидки. Они уже объявили, что намерены продавать свою тяжелую нефть в Европе по цене 17 долларов за баррель, что значительно ниже любого другого предложения. Если у потребителей есть возможность выбирать между иранской, саудовской или российской нефтью примерно того же качества, они выберут иранскую — она дешевле.

Мы уже видели, что за последнюю неделю иранцы отправили четыре гигантских танкера общим объемом 1 миллион баррелей на европейский рынок. Так что Иран будет вытеснять других игроков, включая Россию, с этого рынка.

Сейчас это битва за объемы сбыта нефти среди тех, кто эту нефть продает. И это рынок покупателя, который может выбирать, торговаться и получать значительные скидки. Я думаю, что с ситуацией, когда нефти больше, чем мир может ее поглотить, нам придется жить как минимум будущие десятилетия, а то и дальше.

Я думаю, что цены будут прыгать вверх и вниз. Могут быть скачки вверх до 55 долларов за баррель нефти Brent, могут вниз до 20–25 долларов. Все будут очень весело встречать каждый такой скачок, будет много шума в СМИ, но смотреть нужно на тенденцию и коридор более-менее долгосрочный. Я предполагаю, что в течение ближайших двух лет нефть останется в коридоре со средней линией 45 долларов за баррель марки Brent. Возможно, это продлится два года, возможно — 10 лет.