Общественно-политический журнал

 

Схватка в небе назревала с тех пор, как Россия вторглась в Сирию

Уничтожение российского бомбардировщика Су-24 военно-воздушными силами Турции может привести к новому ухудшению в отношениях между Москвой и Анкарой. Но мировые державы сделают все, чтобы не позволить этому напряжению перерасти в новый более широкий кризис.

Вместе с тем, конфронтация в небе назревала с того дня, когда Россия, играя мышцами, решила вмешаться в сирийскую гражданскую войну, начав бомбить повстанцев, которые воюют против режима Башара Асада.

Об этом на страницах The Times пишет обозреватель Кэтрин Филп. Российские действия разозлили Турцию, которая была одним из ключевых спонсоров повстанческих групп, которые добиваются свержения режима сирийского президента. Сильные экономические связи между Анкарой и Москвой выдержали четыре года, хотя столицы поддерживали разные стороны в сирийской гражданской войне. Но поддержка Дамаска со стороны России превратила сирийскую стратегию Турции в хаос.

В прошлом месяце Анкара дважды объявляла Москве формальные предупреждения, когда ее самолеты оказывались в турецком воздушном пространстве. В НАТО тогда заявили, что российские истребители и бомбардировщики совсем не случайно нарушали турецкую границу. Наконец Турция сбила Су-24, и это был крайний случай самозащиты. Но вряд ли НАТО пойдет еще на какие-то шаги против России в то время, когда Альянс рассматривает возможность сотрудничать с ней против "Исламского государства".

Дипломаты убеждены, что они только-только смогли добиться определенного прогресса на переговорах с Москвой относительно политического урегулирования конфликта в Сирии, в частности относительно процесса отставки Асада. Они считают, что Россия уже готова заключить сделку с Западом, учитывая, что она очень переоценила свои военные возможности. Российские войска вернули под контроль Асада лишь 50 квадратных миль территории (по площади это примерно одно село с прилегающими пастбищами - ЭР).

Единогласное одобрение Советом безопасности ООН резолюции, которая призывает все страны "принять все необходимые меры" для уничтожения "Исламского государства" рассматривается также как свидетельство дипломатического взаимопонимания между Россией и Западом. Но, несмотря на то, что голосование по резолюции уже состоялось, Турция вызвала посла РФ, чтобы выразить свое недовольство военными действиями в Сирии. В частности, Анкара против того, чтобы российские самолеты бомбили позиции туркменских повстанческих отрядов неподалеку от турецкой границы.

Как Россия ответит на сбитый Су-24, пока не известно (России ответить нечем, так как у Турции гораздо больше средств воздействия на Россию. Одни только проливы многого стоят - ЭР). Анкара предварительно отменила все торговые сделки из-за вторжения в ее воздушное пространство. Россия может придумать какое-то собственное наказание (для населения своей страны, разве что - ЭР). Прямой военный ответ Турции вряд ли состоится, несмотря на то, что Путин обвинил необдуманно Анкару в "поддержке Исламского государства". Скорее всего, мишенью российских самолетов станут повстанцы-туркмены, которые захватили в плен российских пилотов, но и это для России становится рискованным.

Турция вряд ли случайно сбила российский Су-24, она ставила Россию на свое место, которого нынешняя Россия заслуживает. Одним выстрелом Турция сняла с России всю ядерную угрожающую гримасу.

Путин назвал действия Турции ударом в спину, но что такое удар в спину - лучше могут пояснить Украина и Грузия. России никто не сочувствует, жаль лишь пилотов.

***

Кремль предупреждён. Дважды! Протест дальнобойщиков, которые идут на Москву, - это предупреждение о том, что поднимается волна, которую силой не сомнешь.

Сбитый Турцией российский бомбардировщик ( неужели без согласования с союзниками?) и поддержка действий Турции со стороны США и НАТО - второе предупреждение. Запад, выразив солидарность с Анкарой, тем самым сказал Москве: "Не заигрывайтесь!" В этой ситуации идея Кремля о некоей "антитеррористической коалиции" с ведущими державами выглядит, как наивная затея.

И здесь перед Путиным возникает проблема: каким образом переводить внутренние проблемы во внешние? Где найти новый наркотик, чтобы погрузить общество в забытьё? Дальнобойщики и сбитый самолёт ....сигналы неприятные. Можно, конечно, продолжать манёвры и поражать мир безумными инициативами. Но они все больше отдают отчаянием. И беспомощностью.

Лилия Шевцова