Вы здесь
Давно ожидаемая неожиданность
Бельгийские судебные приставы в среду уведомили российские учреждения в Бельгии о подготовке к аресту их имущества. Речь идет о решении гаагского третейского суда по иску бывших акционеров ЮКОСа.
Российские власти уже назвали действия Бельгии незаконными и пообещали обжаловать возможный арест государственных активов.
Глава минэкономразвития Алексей Улюкаев в свою очередь сказал, что исключает возможность каких-либо выплат по этому иску. "Совершенно исключаем. Мы считаем, что это неправомерное решение, которое мы оспариваем. Мы будем работать через правовые системы соответствующих стран", - сказал Улюкаев, отвечая на вопрос на Санкт-Петербургском экономическом форуме.
Пресс-секретарь российского президента Владимира Путина рассказал, что сейчас "адвокаты занимаются этим делом".
Помощник президента России Андрей Белоусов назвал решение бельгийского суда спорным и заявил, что оно будет обжаловано.
"Мы будем оспаривать эти решения и по Франции, и по Бельгии, по всем странам. Все, что касается реализации решений гаагского суда, мы считаем, что там был допущен целый ряд юридических неточностей… Юристы международного уровня сейчас работают для того, чтобы наши интересы защитить", - сказал он.
Все российские учреждения в Бельгии, за исключением защищенных дипломатическим иммунитетом, получили уведомление о подготовке к аресту их имущества по иску бывших акционеров компании ЮКОС.
Подготовка к аресту производится на основании решения бельгийского арбитражного суда от 18 июля 2014 года по иску компании Yukos Universal Limited. Сумма иска – 1,6 млрд евро.
Помощник российского президента Белоусов не исключил, что вслед за Бельгией и несколько других стран начнут арест российских госактивов.
"То же самое начинается и во Франции... Это создает нервозность в работе, в том числе, наших французских контрагентов. Важно понимать, что люди, принимающие такие решения, наносят ущерб не только РФ, но и своим собственным компаниям... То же самое сейчас будет и с бельгийскими компаниями и, возможно, с голландскими компаниями", - цитирует Рейтер Белоусова.
В четверг глава банка ВТБ Андрей Костин сказал РБК, что Франция арестовала счета российских компаний во французской "дочке" ВТБ, а также счета российских дипломатических миссий.
"На утро они [счета дипмиссий] были разморожены, но такая проблема была. Суммы незначительные, исчисляются десятками тысяч евро. Счета диппредставительств были тут же разморожены, счета российских компаний заморожены", - цитирует Костина РБК.
Французские приставы, в частности, наложили арест на счет представительства международного информационного агентства "Россия сегодня". Об этом сообщает "РИА Новости" со ссылкой на главного редактора агентства Маргариту Симоньян. "Арест был наложен на наш счет во Франции. Что касается других стран, то после ситуации во Франции компания позаботилась о том, чтобы принять меры по недопущению остановки там работы радио- и онлайн-вещания", — сказала она.
"Газета.Ru" также сообщает, что судебные предписания об аресте имущества получили в корпунктах агентства ТАСС в Бельгии и Франции. Представители ТАСС заявили, что в связи с тем, что имущество государственных информационных агентств принадлежит России, действующие обстоятельства их тоже касаются. В пресс-службе агентства отметили, что по данному вопросу ведут работу в рамках общей политики государства.
Приставы в Бельгии уведомили 47 зарегистрированных в брюссельском регионе предприятий и организаций о необходимости в течение 15 дней предоставить перечень имеющегося у них имущества и средств, принадлежащих Российской Федерации.
Реакция же в Москве на решения бельгийских и французских властей оказалась весьма нервной. Наиболее резко высказался глава государственной компании "Российские железные дороги" Владимир Якунин, заявивший, что "единственное имущество государства в РЖД – это акции самой компании". Комментировать же возможность ареста акций РЖД он не стал, сказав, что "это было бы экономическим беспределом". "Я против идиотов ничего сказать не могу, кроме пожелания обращаться к психиатру", – добавил он.
Улюкаев добавил, что пока не располагает информацией, каких именно активов в Бельгии это касается, а глава российского МИД Сергей Лавров пообещал предпринять правовые шаги, если при вынесении решения об аресте российской собственности в Бельгии были допущены нарушения.
В списке, как сообщали российские информагентства со ссылкой на уведомление, перечислены практически все зарегистрированные в Бельгии крупные банки и даже такие организации, как "Евроконтроль", регулирующий воздушное движение над Европой. Также указаны все российские представительства, кроме защищенных дипломатическим иммунитетом, вплоть до архиепископства Брюссельского и Бельгийского Русской православной церкви, а также представительства негосударственных организаций и СМИ.
Священник Свято-Никольского собора в Брюсселе отец Сергей Модель сказал, что им пока не приходило официальное уведомление.
"Нам очень мало что известно, мы сами получили информацию только из средств массовой информации, конкретно никаких документов нам пока никто не предъявлял. Это первый пункт. Когда мы получим мы, конечно, ответим на запрос, но конкретно у Русской православной церкви нет собственного такого имущества, которое могло бы подпадать под арест. Мы, конечно, все это проверим, когда получим документ, который мы пока еще конкретно не получили", - сказал священник.
"Если это не преступление, то глупость", - прокомментировал сообщение о возможности ареста российской недвижимости президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
"Глупость, потому что при помощи подобного рода технологий арестовывается обычно имущество государства, не защищенное дипломатическим иммунитетом. Но если речь идет об аресте любого имущества, принадлежащего российским юридическим лицам, включая РПЦ, некоммерческие организации, то это противоречит нормам международного права, - сказал Шохин в интервью bbcrussian.com. - Мне кажется, что ЕСПЧ, чье решение исполняется [на самом деле исполняется решение третейского суда в Гааге - Би-би-си], сам же должен и защитить российскую собственность, не принадлежащую государству".
По мнению главы РСПП, Россия должна подавать апелляции и добиваться пересмотра этого решения в установленном порядке. При этом Шохин не понимает, почему российский минюст не сделал этого раньше.
"Возможно, думал, что рассосется. Ну вот не рассосалось: причем вместо небольшого звоночка - нам, по сути, кувалдой по голове дали. Это неприличный поступок бельгийских властей, и будет он таким же неприличным, в случае если будет тиражироваться другими правительствами. Негосударственные структуры никакого отношения к российской власти, к российской судебной системе не имеют", - заявил глава РСПП.
18 июля суд в Гааге принял решение по искам трех компаний, представляющих бывших акционеров ЮКОСа. По этому решению Россия должна выплатить кипрским Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited - дочерним компаниям GML, которые суммарно владели 51% ЮКОСа, компенсации в 39,9 миллиарда и 1,85 миллиарда долларов соответственно, а Veteran Petroleum Ltd — пенсионному фонду ЮКОСа — 8,2 миллиарда долларов. Всего около 50 миллиардов долларов.
Пока Россия не представила Совету Европы план по выплате компенсаций бывшим акционерам ЮКОСа.
Глава Минюста России Александр Коновалов ранее говорил, что считает решение ЕСПЧ о выплате безосновательным и выразил сомнение, что Россия сможет его выполнить.
Многие эксперты, несмотря на уведомления о подготовке к аресту имущества, невысоко оценивают шансы GML взыскать с Москвы причитающееся по решению Гааги.
Так, Дмитрий Гололобов, бывший руководитель правового управления ЮКОСа, а ныне – главный партнер лондонской юридической компании Gololobov and Co, написал в "Фейсбуке", что в результате этих арестов в Бельгии можно будет получить "скорей всего - совсем мало".
"Сначала формально "арестуют" (направят уведомление о возможности ареста и предоставлении информации) все, в отношении чего существует хоть малейшее подозрение, что это принадлежит Российской Федерации (государству, ибо должник оно). Дальше события будут развиваться следующим образом. Организации, которые обладают госиммунитетом, представят в суд информацию об иммунитете, и от них отстанут; организации, не связанные с государством, представят свои документы и с них тоже снимут условный "арест", - считает Гололобов.
Если исходить из того, что Россия платить не собирается, юристам, работающим на GML, придется серьезно поработать, говорят эксперты.
Решение бельгийских властей может дать толчок арестам российской недвижимости и в других странах.
Как минимум, нужно найти мишень достаточно значимую, чтобы одна только угроза лишиться такого актива склонила Москву к переговорам. Специалисты также сходятся в том, что основные перспективы - там, где речь идет о деятельности компаний со стопроцентным или значительным участием российского государства и серьезными активами за рубежом.
Комментарии
Австрия вслед за Бельгией и
Австрия вслед за Бельгией и Францией арестовала имущество России на территории страны, подтвердил посол Австрии в России Эмиль Брикс.
Российский МИД уведомлен об аресте российского госимущества в Австрии, однако пока не обращался по этому вопросу к послу Эмилю Бриксу.